Советы психологов
Это новое слово «нейропсихология»Нейропсихология – сравнительно новая научная дисциплина, возникшая на стыке нейронауки и психологии. Применительно к детям эта наука изучает процесс формирования и развития их психических функций: памяти, мышления, речи, внимания и т.д. в норме и в патологии. По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Их причины чаще всего заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, произошедших во время перинатального периода, родов, или же в течение первых 3х месяцев жизни ребёнка. Следствием таких нарушений становятся: быстрая утомляемость, расторможенность, низкая работоспособность или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). С перечисленными проблемами родители идут за помощью к врачам: педиатрам, неврологам, которые, назначают необходимое лечение. Однако значительную поддержку таким детям могут оказать и немедицинские специалисты: логопеды, дефектологи, психологи, коррекционные педагоги, нейропсихологи. Задача последних: изучить состояние психических функций ребенка и найти «места с повреждениями», которые затем, в ходе занятий, необходимо стимулировать и развивать. Детская психика очень пластична и позволяет за счет сохранных функций мозга ребенка содействовать частичному или полному возобновлению поврежденных функций. Главное в этом – не упустить время! До 12 лет плохо сформированные отдельные участники головного мозга можно развить. К сожалению, практикующих нейропсихологов в нашем городе на сегодняшний день нет, а детей, состоящих на учете у невролога - достаточно. И всем им нужна своевременная качественная помощь. Уважаемые родители, Вы сами сможете оказать своим детям помощь в преодолении проблем, если начнете с ними играть в нейропсихологические игры уже сегодня. С некоторыми из них я сейчас Вас познакомлю. - пальчиковые игры и упражнения «Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук. «Нос-ухо». Указательный палец правой руки касается кончика носа. В это же время указательный палец левой руки касается мочки противоположного уха. Руки скрещены. Затем хлопок в ладоши, и положения рук меняются. Затем опять хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под счёт с постепенным увеличение скорости. «Кулак-ребро-ладонь». Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполняется в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками с постепенным увеличением темпа - игры на дыхание (задуй свечку, сдуй одуванчик, надуй мыльные пузыри и т.п.) - игры на межполушарное взаимодействие (обведи по точкам симметричный рисунок одновременно двумя руками и др.) «Зеркальные рисунки». На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку обводить по пунктиру одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки. - игры на ориентацию в пространстве и мышление «Скопируй рисунок». На бумаге в клетку нарисован рисунок, ребенок должен его перекопировать. Также играем в «рисунок по точкам». «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения, целое (образец) и разрезанное на 4-8 частей (в зависимости от возраста ребенка) в виде полосок, квадратов. Дети складывают разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. «Пройди лабиринт». Распечатать лабиринт из Интернета, ребенок проходит его, используя палец или ведёт дорожку карандашом.
Систематическое использование этих игр и упражнений позволит Вашему ребенку легче усваивать знания и овладеть школьной программой. Все в Ваших руках!
С уважением, Наталья Стародубова, психолог МКУ «Центр Семья» Добавить комментарий
Родителям о сенсорной интеграцииС первых дней своей жизни ребенок начинает познавать окружающий мир через органы чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения – вот первые помощники малыша, благодаря которым у него начинает формироваться представление об окружающем мире. Процесс взаимодействия органов чувств и нервной системы называют сенсорной интеграцией. Очень важно, чтобы она протекала эффективно. Тогда дети правильно воспринимают информацию из окружающей среды, и дают на нее адекватную ответную реакцию. Но довольно часто этот сложный процесс у детей нарушается. При этом у некоторых органы чувств недостаточно хорошо развиты, а у других они чрезмерно восприимчивы. Подобные нарушения могут впоследствии привести к проблемам в поведении, обучении, речи, общении и т.д. Вот некоторые признаки, которые указывают на то, что у ребенка есть трудности с переработкой сенсорной информации:
По мере роста и развития ребенка нарушения в процессе сенсорной интеграции могут привести таким проблемам, как: - неуверенность в себе, низкая самооценка; - сложности в общении с окружающими; - повышенная тревожность, страхи, фобии; - снижение обучаемости, школьная неуспеваемость. Всесторонней коррекцией нарушений сенсорной интеграции занимается нейропсихолог. Кроме того, этот метод в своей работе используют психологи, дефектологи, логопеды, педагоги и другие специалисты. А некоторые упражнения родители могут проводить с ребенком сами. Значительная их часть направлена на насыщение органов чувств ребенка новыми ощущениями обогащение сенсорного опыта ребенка. Ниже приведены несколько приемов и упражнений, которые можно применять в домашних условиях. Ограничений по возрасту ребенка фактически нет, для детей помладше упражнения можно упростить. 1. «Загадочная коробка» Нужно подготовить коробку с различными материалами (шерсть, шелковый лоскуток, кусочек ваты, наждачная бумага, бархат и пр.), которая со временем пополняется новыми образцами. Время от времени родитель и ребенок вместе исследуют содержимое коробки. Благодаря этому ребенок знакомится с разными текстурами, узнает названия материалов. Если ребенок достаточно большой, постепенно можно начинать с ним игру-«угадайку». Малыш закрывает глаза, а взрослый дотрагивается до его руки разными материалами, которые тот должен отгадать. Далее игру можно усложнить, и предложить ребенку угадать материал по прикосновению к ступням ног или спине. 2. «Черепаха» Ребенок лежит так, что его туловище находится между двумя подушками (лежать можно и на спине, и на животе, и на боку). Родитель в это время совершает поглаживающие, растирающие движения ладонями по верхней подушке. Поначалу ребенок с нарушенной сенсорной интеграцией может даже не чувствовать этих прикосновений. Но по мере продолжения тренировок его чувствительность должна улучшиться, что будет сигналом о том, что сенсорное восприятие успешно развивается. 3. «Прищепки» На одежду ребенка в разных местах (в том числе на спине) цепляются прищепки. После условного сигнала от взрослого, например хлопка в ладоши, ему нужно найти и отцепить все прищепки. Сначала упражнение ребенок выполняет с открытыми глазами, потом правила усложняются – глаза должны быть закрыты. 4. «Угадай, что под ногами» Для выполнения упражнения нужно несколько пластиковых контейнеров такого размера, чтобы ребенок легко мог в них наступить. Взрослый и ребенок заполняют их разными материалами (пластиковые шарики, фасоль, мягкие кубики, пуговицы, макароны, рис, песок, гладкие камешки, трава и т.п.) Затем ребенок закрывает глаза, а родитель выстраивает из контейнеров дорожку. Малыш с закрытыми глазами при помощи взрослого медленно переступает из емкости в емкость и угадывает, что сейчас находится у него под ногами. Несколько раз игра повторяется, при этом контейнеры каждый раз переставляются в новой последовательности. 5. «Рисунок ногами» Для выполнения этого упражнения нужно подготовить ватман, легко смываемые краски, фантики от конфет (чем больше, тем лучше). На ватман по все его поверхности наносятся небольшие, но довольно густые капли краски, которые тут же прикрываются расправленным фантиком. Затем ребенок босиком ходит, бегает, скачет по ватману, сколько захочет. После моются ноги, убираются с листа фантики, и можно рассматривать получившуюся абстрактную картину. С детьми постарше можно уже кисточкой дорисовать какие-то элементы, чтобы превратить рисунок в настоящий шедевр.
С уважением, психолог отделения психолого-педагогической помощи Татьяна Викторовна Рейм Семейные конфликты с участием детейВ большей степени, чем сами супруги от конфликтов страдают дети. Ребенок вынужден становиться свидетелем родительских ссор, что само по себе очень травматично. В некоторых семьях, помимо наблюдающей функции, ребенок дополнительно выполняет функцию громоотвода, становясь объектом для выплескивания на него родительского раздражения, либо используется орудием борьбы между родителями. Семейную атмосферу создают родители, ребенок же воспринимает её, как образец для подражания. У родителей он учится взаимодействовать с другими людьми, заимствуя их стиль взаимоотношений. Для ребенка важны оба родителя и неразрешенные конфликты между ними приводят к тяжелым, травматичным переживаниям, нанося ему психологическую травму. Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности. От того, насколько защищенным физически и психологически чувствует себя ребенок в семье, зависит его социализация, возможность общения с другими людьми, доверие к людям. Ощущение безопасности у ребенка связано со стабильностью в отношениях со взрослыми, с предсказуемостью их поведения. Стабильность и предсказуемость формируют доверие к окружающему миру и ощущение защищенности. Нестабильность и незащищенность способствуют возникновению патологических страхов, нарушению умения общаться, кошмарам, уходу в себя и прочим неблагоприятным последствиям, ломающим детскую психику. Развивающиеся у детей патологические страхи настолько сильно захватывают ребенка, что он не в состоянии слышать голос разума. Наблюдая за семейными ссорами, ребенок испытывает желание отстраниться от конфликтной ситуации и постепенно отдаляется от родителей. Вместо любви к родителям у него появляется по отношению к ним раздражение, злость или ненависть. Испытываемые к родителям негативные чувства приводят к протестам и нежеланию выполнять родительские требования. Страх, ощущение беззащитности, неприязнь чаще всего переходят в агрессивность, первоначально направленную на родителей, а потом и на окружающих. Ребенок тяжело переживает конфликт, не только когда он протекает в открытых ссорах и скандалах, но и тогда, когда родители, пытаясь скрыть разногласия, замалчивают их, сохраняя демонстративное спокойствие. Случается так, что родители, находя в ребенке нежелательные черты друг друга, акцентируют на них свое внимание и выплескивают на ребенка скопившееся раздражение. При этом они не видят своего ребенка, а начинают использовать его как средство предъявить претензии друг другу. Прикрываясь идеей воспитания ребенка, родители фактически пытаются воспитывать друг друга, тем самым калеча своё дитя, перенося на него чувства и эмоции, адресованные другому партнеру. Иногда, в период конфликта, один из родителей начинает проявлять повышенную заботу о ребенке, рассчитывая тем самым перетянуть его на свою сторону и изолировать от общения с другим родителем. При этом, проявляемая гиперопека, связана не с заботой о ребенке, а с желанием родителя избавиться от тревоги и защитить себя от одиночества. Дети в конфликтных семьях страдают эмоциональными расстройствами, проявляющимися в виде возбудимости, нарушении аппетита и сна, повышенной тревожностью, нестабильным настроением. Зачастую, из-за ощущения неспособности что-то изменить, ребенок начинает проявлять упрямство или заторможенность реакций. Такие дети во взрослой жизни могут быть неуверенными в себе, замкнутыми и нелюдимыми. Не имея навыков бесконфликтной семейной жизни, им очень трудно создать стабильную семью. Детям важно чувствовать себя защищенными в семье. Свою защищенность они связывают со стабильностью в отношениях с взрослыми. Конфликты в семье лишают ребенка чувства безопасности. Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей – фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании деткой психики. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях, реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Научные исследования подтверждают, что общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Кроме того, дети страдают от своего бессилия что-либо изменить во взаимоотношениях родителей. При конфликте между родителями дети часто лишены возможности прямо влиять на его исход, обычно до тех пор, пока их состояние не станет настолько тяжелым, что заставит обратить на него внимание, по крайней мере, одного из взрослых в семье и искать помощи у врача. Последствия семейных конфликтов родителей во взрослой жизни ребенка могут выражаться следующим образом: – Дети из конфликтных семей выходят с глубокими внутриличностными конфликтами. Впоследствии это может привести к развитию невроза и депрессии в случае каких-либо стрессовых ситуаций. – Формируются определенные черты характера: неуверенность в себе, замкнутость и нелюдимость, безразличие, агрессивность. – Формируется сценарий поведения в межличностном взаимодействии. Это проявляется в созданных семьях и на их собственных детях, потому что семья, в которой вырос ребенок, закладывает образец его будущей семьи. Психологи отмечают, что ребенок впервые знакомится, усваивает роли отца и матери, мужа и жены, мужчины и женщины в процессе ежедневных контактов, общения с родителями, близкими людьми. – формируется определенный образ мышления: негативный, с высокой критичностью. Картина мира негативная. Последствия этого процесса отражается на всей жизнедеятельности человека, существенно ухудшая качество его жизни. Социальный работник в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений, может воспользоваться различными моделями помощи семье. Учебная модель в работе с родителями исходит из гипотезы о недостаточности знаний и умений родителей по воспитанию детей. Профилактический характер учебной модели предполагает повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Особенно в данной модели нуждаются проблемные семьи. Для этого социальный работник может использовать различные формы работы: психолого-педагогические консультации, педагогические поручения, беседы, практикумы, разбор подобных ситуаций на образце других семей и т.д. При осуществлении деятельности социальный работник может опираться на психотерапевтическую модель помощи семье, основой которой выступает гуманистический и клиент-центрированный подход (К. Роджерс). В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход, опора на личностные ресурсы клиента и консультанта, закономерности и психотерапевтический потенциал их общения в диаде и в группе. Эта модель предполагает: 1) установление контакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; 2) проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; 3) собственно консультативную работу, направленную на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом. Предотвращение и разрешение семейных конфликтов. Разногласия в любой семье неизбежны, поэтому необходимо научиться находить различные варианты разрешения возникших семейных трудностей, задач и проблем, не ущемляя при этом достоинства друг друга. Остановимся на типичных вариантах завершения конфликтов. Принуждение — волевое навязывание такого решения, которое устраивает лишь инициатора конфликта. В этом случае чаще всего возникают неблагоприятные последствия: ущемляются права членов семьи, унижается их достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис. Конфронтация — никто из участников не принимает позицию другого, накапливается негативизм отношений. Уход от разрешения возникшего противоречия, в этом случае конфликт остается, а развязка лишь откладывается. Сглаживание конфликта — этот вариант позволяет снять напряжение, добиться нормальных отношений, но не всегда. Компромисс — предполагает открытый поиск справедливого и наиболее удобного решения для обеих сторон, умение понять не только их положительные качества, но и слабые стороны, умение внимательно слушать, что обеспечивает хороший контакт и часто бывает более ценным, чем умение говорить, умение не злоупотреблять критикой (если мы начинаем критиковать, нам ответят тем же). Критикуя, необходимо отметить и что-то положительное. Следует быть осторожнее с приказами, лучше облечь в форму вопроса или просьбы о помощи. Уметь понимать свои ошибки, ведь если понять свою ошибку и исправить, то ссоры и конфликта может не быть. Если войти в положение другого, т.е. постараться понять ситуацию и переживания члена семьи, он будет более терпимым и найдет правильный выход, чтобы избежать конфликта. Надо не ссориться, так как ссора лишь усиливает напряжение и чувство несправедливости, но не решает возникшей проблемы, а улыбаться, поскольку приветливая улыбка противоположна конфликту. Приветливость и доброжелательность одного вызывает аналогичную ответную реакцию у другого, снимая напряжение. Этими приемами должен пользоваться социальный работник при организации деятельности с семьями и призывать следовать этим приемам членов семьи, вступивших в конфликт. Причины семейного неблагополучия не так просты, как кажется на первый взгляд. Перемены в экономике, политике и социальной сфере негативно отражаются не только на материальной стороне жизни семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и прежде всего между родителями и детьми. Увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения, а также воздействие завышенных социальных требований. Сокращается время общения между детьми и родителями, особенно там, где родители заняты в сфере частного бизнеса. Нередко вопросы воспитания перекладываются на няню, теряется контакт с детьми. Все эти факторы также должен учитывать социальный работник при разрешении конфликтов в семье. В современных условиях деятельность различных служб и структур по оказанию помощи семьям претерпела существенные изменения. На современном этапе с различными типами семей проводят работу различные учреждения и службы. Важная роль по оказанию семьям помощи принадлежит социальному работнику. Наряду с другими функциями социальный работник осуществляет диагностирование социальных характеристик, выявляет уровень образования, наличие асоциального поведения у членов семьи, круг интересов, определяет помощь различных источников, выявляет основные проблемы и трудности семьи. Социальные работники определяют характер взаимоотношений в семье, т.е. то, что в первую очередь оказывает влияние на возникновение конфликтов. Социальный работник выявляет необходимость и вид помощи родителям в выполнении ими воспитательных функций. Социальный работник может помочь родителям в воспитании детей, направив их на курсы и практическое обучение (техники разрешения конфликтов, причины конфликтов, как построить эффективное взаимодействие и т.д.). Социальный работник может организовать психологическую помощь родителям и детям по адаптации к различного рода конфликтным ситуациям, возникающим в семье. Особое внимание обращается на предупреждение различных форм насилия и издевательства над детьми, так как именно насилие способствует обострению конфликтных ситуаций. В крайних случаях возможно даже обращение за помощью к правоохранительным органам и службам психического здоровья. Частым проявлением конфликтных ситуаций в многодетных семьях бывают конфликты в системе «дети — дети». Здесь возникают конфликты из-за установления доминирующего влияния одного над другими, борьбы за игрушки, предметы, вещи, за то, чтобы не оказаться обиженным и т.д. Родителям здесь может быть оказана различная помощь. Например, в конфликте за право обладать игрушкой можно предложить детям устроить переходящую очередность (сначала младший берет, затем по старшинству, в другой раз, наоборот, начинаем со старшего и т.д.), или одни играют одновременно по десять-пятнадцать минут, другие засекают время. Хорошо происходит это под счет (например, играешь, пока мы считаем до тридцати, затем право играть переходит к другому); заодно отрабатывается умение считать. Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи, возникающее на основе столкновения противоположных взглядов и мотивов. Особенность семейных отношений влияет на уровень и характер конфликтов, возникающих в них. Основное содержание семейных конфликтов составляют межличностные отношения (уважение, любовь, кровное родство и т.д.), нравственные и правовые обязательства, связанные с реализацией предназначения семьи. Семейные конфликты возникают в различных типах семей: многодетных, имеющих от трех и более детей, неполных, где воспитанием занимается один родитель (отец или чаще мать), меж- ноколенных семьях, в которых совместно проживают родители, дети и внуки, асоциальных семьях, ведущих образ жизни, отклоняющийся от нормы (пьянство, наркомания, неработающие), семьях без детей и т.д. Конфликты могут возникнуть в различных системах — «отец — мать», «родители — дети», «внуки — дедушки, бабушки», «дети — дети», «член семьи — субъект внешнего социума», «супружеские конфликты», «конфликт родственников». Причинами семейных конфликтов могут выступать различные конфликтогены: ограничение самовыражения членов семьи, свободы действий; отклоняющееся поведение кого-либо из членов семьи (наркомания, алкоголизм и т.д.); наличие противоположных устремлений, интересов, ограниченные возможности для удовлетворения потребности одного из членов семьи (с его позиции); жесткий, авторитарный тип взаимоотношений, сформировавшийся в семье; наличие серьезных материальных проблем; авторитарное вмешательство в супружеские отношения родственников; сексуальная дисгармония партнеров в союзе и др. При этом поведение конфликтующих сторон может быть различным: открытые конфликты (открытый разговор в подчеркнуто корректной форме, битье посуды, взаимные словесные оскорбления и т.п.) или скрытые конфликты (демонстративное молчание, резкие взгляды и жесты, говорящие об имеющихся противоречиях). В любом случае необходимо искать способы выхода из конфликтной ситуации. Роль социального работника при взаимодействии с различными типами семей состоит в том числе и в разрешении кризисных ситуаций, своевременном предупреждении и нейтрализации конфликтов. Укрепление эмоциональной привязанности между родителями и подросткамиПодростковый возраст является одним из самых сложных периодов в становлении детско-родительских взаимоотношений. Многие родители отмечают, что с детьми в этом возрасте сложно найти общий язык: они становятся упрямыми, своевольными, нервными, грубыми, не готовы идти на компромиссы, отвергают родительский авторитет. Кажется, что ребенок перестает испытывать к родителям чувство любви, да и самим взрослым становится все труднее любить вечно бунтующее чадо. Отчасти подростковое поведение продиктовано противоречиями между основными психологическими потребностями:
Эмоциональная неустойчивость и недостаток жизненного опыта мешают подросткам удовлетворять эти потребности эффективными способами, дети начинают конфликтовать и нарушать устоявшиеся правила в поиске решения сложившихся противоречий. Поэтому основная ответственность за сохранение эмоциональной привязанности с ребенком на данном этапе его развития лежит на родителях. Не всегда бывает достаточным с их стороны проявлять терпение, сохранять спокойствие и подавать достойный личный пример в решении напряженных жизненных ситуаций. Нужно стараться создавать условия для удовлетворения ведущих потребностей и сглаживания существующих у подростка противоречий. В этом родителям помогут следующие рекомендации. Как могут родители способствовать удовлетворению у подростка потребности в любви и внимании? - Проводите время вместе. При этом важно соблюдать правило СОвместности: вы делаете что-то не рядом друг с другом, а вместе, сообща, тесно взаимодействуя. - Хвалите своего ребенка, подчеркивайте, что гордитесь им. Делайте это не только наедине, но и при свидетелях, т.к. для подростков важно общественное мнение. - Проявляйте уважение к интересам ребенка. Даже если его увлечение кажется вам пустой тратой времени, помните, что для подростка это важная часть его жизни. Ему будет очень приятно, если вы проявите к ней доброжелательный интерес, или даже попытаетесь у него чему-то поучиться. Как помочь подростку удовлетворить потребность в самостоятельности и взрослости? - Уважайте право своего ребенка на тайны. Если он не желает о чем-то рассказывать, старайтесь не настаивать и не выслеживать. Напомните, что вы всегда готовы его выслушать, и проявите благодарность, если ваш подросток рассказал вам что-то личное. Постарайтесь сохранить его тайну вместе. - Не стремитесь что-то решать за своего ребенка, а покажите свое отношение к происходящему, выскажите свое мнение относительно волнующей его ситуации. - Неэффективно поучать или заставлять подростка что-то делать, лучше всего предложить ему свою помощь. Как дать ребенку почувствовать себя равноправным участником ваших взаимоотношений? - Привлекайте подростка к обсуждению семейных дел, спрашивайте его мнения, совета относительно важных для вас вопросов. - Старайтесь меньше говорить, а больше слушать своего ребенка. - Умейте признавать свои ошибки, просить прощения у ребенка, если вы неправы. Есть выражение «Нет ничего важнее отношений». И действительно, что бы ни случилось в жизни семьи, любовь и взаимоуважение всегда являются самой надежной опорой в решении трудностей. Стремление понять и поддержать своего ребенка поможет успешно пережить подростковый кризис и укрепить детско-родительские отношения. С уважением, психолог МКУ "Центр Семья" Татьяна Викторовна Рейм "Уверенность в себе или самоуверенность? Как сформировать у ребенка адекватную самооценку"Наверное, каждому родителю приходилось слышать слово «самооценка». Этот компонент личности исследуют психологи в детских садах, школах и сообщают родителям уровень самооценки их ребенка: высокий, низкий или средний. Диагностика самооценки включается в состав комплексного обследования детей, например, при определении уровня адаптации к школе, учебной деятельности или в коллективе сверстников. Давайте разберемся, почему психологам важно определить именно этот параметр и как в дальнейшем он может повлиять на благополучие и успешность детей. И так, самооценка — это представление человека о себе, о своих достоинствах и недостатках, о значимости собственной личности и деятельности для окружающих людей. Формируется она под влиянием среды, в которой растет ребенок, его социального окружения, родительского примера, предъявляемых к нему требований, оценки его достоинств и недостатков, родительских ожиданий и др. Ребенок постоянно, оценивает, сравнивает себя реального с идеальным представлением о себе, сформированным родителями, друзьями, учителями и другими значимыми для него людьми. От самооценки ребенка зависит уровень его притязаний, то есть способность ставить перед собой трудные, но выполнимые задачи и успешно решать их, навыков коммуникации (общения) и саморегуляции (способность управлять своим психоэмоциональным состоянием), раскрытие и реализация творческого потенциала, в том числе в стремлении улучшить себя. Адекватная самооценка вселяет уверенность в собственных силах, помогает добиваться успехов, безболезненно воспринимать критику в свой адрес, извлекать уроки и использовать полученный опыт в дальнейшем, повышает стрессоустойчивость, формирует индивидуальность, способность говорить «нет» в ситуациях, где это нужно делать (на предложение закурить, совершить правонарушение, сделать сэлфи с риском для жизни и др.) Дети с адекватной самооценкой имеют более высокую успеваемость, пользуются авторитетом у сверстников, проявляют интерес и добиваются успехов в различных видах внешкольной деятельности. Дети с низкой самооценкой часто малоинициативные, ведомые, подверженные чужому негативному влияния. Они редко добиваются успеха из-за неуверенности в себе и своих силах, часто попадают в плохие компании, совершают правонарушения не из плохих побуждений, а руководствуясь потребностью проявить себя, доказать свою способность на поступок. Низкая самооценка может скрываться и за вызывающим поведением или внешностью, поступками, обескураживающими окружающих. Такая яркая маска помогает ребенку скрыть свою неуверенность в себе. Она формируется в случае, когда родители постоянно подчеркивают недостатки ребенка, не предают значения или дают низку оценку его достижениям или существенно «завышают планку» требований, выполнить которые ребенок не может (успехи в спорте, отличная учеба и др.) Завышенная самооценка формируется в том случае, если родители постоянного говорят ребенку о его исключительности и уникальности, используют сравнения с другими детьми, более выигрышные для собственного, подкрепляют свои выводы мнением других авторитетных людей. Завышенная самооценка формируется и под влиянием социального статуса семьи: материального положения, высокой должности родителей и др. Такие дети часто эгоистичны, обидчивы, болезненно относятся критике в свой адрес, склонны к вызывающему поведению. Для них характерна ограниченность в видах творческой деятельности, потребность в постоянном, но малополезном общении. Конечно, адекватная самооценка является наиболее предпочитаемой, но что же делать в остальных случаях? Если ребенок не уверен в себе и невысоко оценивает свои способности, то возможно родители слишком часто критикуют его, редко хвалят, ставят в пример других более успешных сверстников. Необходимо помочь ребенку проявить себя, найти место, где он смог бы стать успешным. Если школьная успеваемость низкая, то возможно это будет спортивная секция, кружок, участие в выставках, соревнованиях и мастер-классах. Родителям стоит начать замечать даже незначительные успехи своего ребенка, хвалить его, сравнивать не с другими детьми, а с тем, каким он сам был еще вчера. Если ребенок уверен в своей исключительности и абсолютном превосходстве над другими, стоит объяснить ему, что подобная убежденность должна иметь под собой веские основания, а, например, высокий социальный статус или материальная обеспеченность родителей - это вовсе не его достижение. Можно обсудить с ребенком, в чем он действительно молодец, а над чем ему предстоит еще много работать, рассмотреть имеющиеся у него способности, наметить пути для достижения поставленной цели.
С уважением, психолог МКУ «Центр Семья» Марина Алексеевна Иванова Почему мой ребенок до сих пор не читает?Согласитесь, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок поскорее начал ходить, говорить, научился считать и читать. Многие из нас стараются с раннего детства развивать своего ребенка, тем более что для этого в городе созданы все условия. При этом особое внимание родители уделяют раннему изучению букв и обучению чтению своих малышей. Но что об этом говорит современная психология и физиология? Процесс чтения – это сложный когнетивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Само это определение многим из нас покажется не понятным, трудным. Вот так и нашим детям очень сложно учиться читать, тем более что большинство родителей не знают и не понимают особенностей протекания этого процесса и его этапов. Сейчас я немного расскажу Вам о том, как и с чего, начинать обучать ребенка чтению, а точнее, грамоте. Прежде чем овладеть чтением, Ваш ребенок должен научиться слышать из каких звуков (фонем) состоят слова, которые он произносит, должен научиться их различать на слух. Важно это делать вовремя и так, чтобы ребенку было интересно. В возрасте 4-5 лет дети проявляют высокий интерес к звуковой стороне речи. В этот период все знания он увлеченно впитывает, особенно если Вы с ним будете играть, направляя внимание именно на звуковую сторону речи (ведь буквы он еще не знает). Вам помогут простые игры, например, «Поймай звук», когда Вы предлагаете ребенку хлопнуть в ладошки, когда он услышит звук «Ш» и начинаете медленно и четко произносить различные звуки: С,М,Ш,Ж,Р,Ш и т.д. После того, как Ваш ребенок научится различать звуки, можно усложнить задание и поиграть с ним в игру «Поймай слог» (са, ша, жа, за, да), а затем и в игру «Поймай слово» (шапка, сайка, шишка, миска). Но зачастую дети путают или не различают сходные по звучанию звуки. Тогда в игре «Поймай звук» они могут хлопнуть, услышав не только звук Ш, но и услышав С, Ж. Тогда стоит уделить внимание играм, развивающим фонематический слух. Например, «Угадай что это?». Ребенку предъявляется картинка с изображением. Пусть это будет шишка. Задавайте ребенку вопросы: это шишка? Это фыфка? Это фышка? Это сыска? и т.д. Вопрос необходимо задавать медленно и четко. На каждый вопрос ребенок должен ответить: «да» или «нет». Кроме этого, дети должны производить звуковой анализ слов: уметь определять место, где стоит задаваемый звук (в начале, середине или конце слова), знать, что звуки бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, должны быть знакомы в понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение». Всему этому можно научить ребенка, главное, обучение должно быть не насильственным, интересным и систематическим. Немаловажно ребенку самому правильно произносить звуки родной речи. В случае если ребенок в 5-летнем возрасте не произносит, либо искажает, либо заменяет звуки в своей речи, необходимо обратиться к логопеду. При этом Вы сами можете помочь своему ребенку, уделив немного времени для ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой. Сейчас на просторах интернета можно найти подборку упражнений, необходимых для постановки определенных звуков и что очень важно: увидеть способ правильного их выполнения. Буквы – это записанные на листе бумаги символы, а это значит, что мы должны не забывать про развитие зрительного восприятия у наших детей. Для этого существует множество интересных детям заданий: «Найди отличия», «Чей силуэт», «Найди такой же предмет» и т.д. Буквы мы пишем, а затем уж читаем, поэтому развитие мелкой моторики (движений пальцев рук), а в дальнейшем и графо-моторных навыков является неотъемлемой частью подготовки ребенка к обучению чтению. Не даром наши бабушки играли с нами в «Ладушки» и «Сорока-ворона». Детям не только увлекательно, но и полезно перебирать крупы, нанизывать пуговицы на нитку, играть в пирамидки, кубики, матрёшку. Подобные пальчиковые игры и упражнения являются важным звеном в цепочке успешного обучения чтению. Таким должен быть важный первый этап в обучении грамоте Вашего ребенка. Только после успешного его прохождения можно переходить к изучению букв. Порой родители, купив ребенку первую азбуку, удивляются логике ее построения и вопрошают: «Почему буквы изучаются не в алфавитном порядке?». На то есть серьезные основания. «От простого к сложному» - важнейший принцип педагоги, который нужно соблюдать при обучении детей. Именно поэтому первыми начинают изучать те буквы, которые легки в произношении и только потом переходят к изучению более сложных. На сегодняшний день существует множество азбук, авторских методик, которые помогают родителям легко и научно-обоснованно обучать своих детей. Все они снабжены необходимыми методическими рекомендациями, яркими иллюстрациями и заданиями. Вам предстоит увлекательное путешествие в мир букв вместе с Вашим малышом. Осталось лишь напомнить, что ребенку должны быть интересны и желанны эти занятия. Если интерес у ребенка еще не возник, то, возможно, стоит умерить свой пыл и остановиться на подготовительном к чтению этапе, тем самым создав прочный фундамент для дальнейших побед. Если же Вы в себе не чувствуете силы, если у Вас нет необходимых знаний и умений, то с нового учебного года в нашем Центре откроет двери клуб «Букваренок» для детей с 4,5 лет.
С уважением, психолог МКУ "Центр Семья" Стародубова Наталья Александровна "Если некуда идти..."Женщина, попавшая в беду, не одинока. Даже если это женщина с грудным ребенком, оказавшаяся на улице из-за ссоры с родителями, женщина, лишившаяся средств к существованию или бегущая от побоев мужа. Бросил отец ребенка, семья отвернулась, жить негде… Для сотрудников кризисного отделения "Центра Семья" это не просто слова, это реальные истории женщин, с которыми мы работаем каждый день. Ежегодно в кризисное отделение за психологической помощью обращаются более 150 женщин, отношения, в семьях которых так или иначе нарушены: отсутствуют взаимопонимание, уважение, культура общения, нередко применение эмоционального и физического насилия со стороны мужа, отца, взрослого сына. Обращаясь к психологу за помощью многие женщины говорят о том, что отношения давно сошли на нет, в доме постоянные скандалы, побои. Нарастает внутренняя тревога, преследует чувство одиночества и безысходности. Основной проблемой женщины, столкнувшегося с домашним насилием, является поиск убежища. Действительно, куда пойти, когда, в казалось бы, самом безопасном месте – дома – находиться невозможно? Что делать, когда агрессия исходит от близких людей? Ответы на эти вопросы дает кризисное отделение для женщин, пострадавших от разного рода насилия. Это возможность получить передышку, прийти в себя, подумать – и, возможно, начать жизнь заново. Как показывает практика женщины, проживающие в кризисном отделении, не имеют тесного контакта с родителями (или они уже умерли, или живут очень далеко, или с ними потеряна эмоциональная связь по причине обид и ссор.) Мужчины чувствуют уязвимость женщины, которой не на кого опереться в жизни и свою безнаказанность. Задача всего коллектива кризисного отделения - дать эту точку опоры женщине. Дать ей почувствовать, что она не одна в своей беде. Как правило, у нас проживают женщины с одним, двумя, а то и тремя детьми, чаще всего дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенок, являющийся свидетелем семейного насилия, глубоко переживает происходящее, у него возникают многие психологические проблемы, которые мы не можем оставить без внимания. К оказанию психологической помощи подход всегда индивидуальный, в зависимости от ситуации в которой семья оказалась. Кризисное отделение предоставляет женщинам и детям круглосуточное проживание в комфортных условиях с полным комплексом социально- бытовых услуг (есть отдельная комната, кровати, кухня, холодильник, эл. печь, ванная комната, туалет и т.д.) Выдается по необходимости постельное белье, халаты, ночные сорочки, тапочки. Ежегодно в стационаре отделения проживают более 20 семей. Также женщинам бесплатно предоставляется: - юридическая помощь; - материальная помощь в виде денежных средств и продуктовых наборов; - волонтерская помощь в виде вещей, игрушек, школьных принадлежностей и т.д. - психологическая помощь. По желанию женщины мы работаем с её ближайшим окружением - с мужем, с родителями, с родственниками. К моменту выхода из стен кризисного отделения женщина , как правило, уже знает, что ей делать дальше. История каждой женщины, попавшей к нам, уникальна. Но за годы работы кризисного отделения можно сформировать четыре основные модели выхода из кризиса:
Мы не теряем связи с семьями, проживавшими ранее в кризисном отделении. Приглашаем на различные мероприятия, приуроченные к праздникам, выезжаем на природу, посещаем культурно-досуговые мероприятия. Помогаем по мере необходимости и обращения женщин. Радуемся вместе с ними их новым успехам и победам в жизни. Безвыходных ситуаций не бывает: главное, чтобы в трудную минуту было кому подставить плечо. Кризисное отделение Центра "Семья" станет этим «плечом», на которое всегда может опереться любая женщина, попавшая в беду. ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА!
Вы всегда можете обраться по адресу: г. Междуреченск, пр. Коммунистический, 5; тел. 8 (38475) 4-55-99, 8 (38475) 2-53-54 С уважением, психолог кризисного отделения для женщин, подвергшихся насилию Смолина Ольга Сергеевна Как справиться с хамством взрослеющего ребенка?Когда мы вдруг осознаем, что вчерашний малыш уже одного с нами роста, дерзит и у него гормональная перестройка, первое, что мы чувствуем, – это растерянность и даже страх. Перемены зачастую происходят резко и внезапно, и мы задаемся вопросом: «Как теперь вести себя с ним, что делать?» Две крайности поведения Многие родители в такой ситуации впадают в ступор и замирают в надежде, что скоро это само пройдет. Испуганный и неуверенный в себе и своей позиции родитель – благодатная почва для возникновения конфликтов, словесных перепалок и хамства со стороны подростка. В таких условиях он начинает позволять себе то, что неприемлемо даже в ситуации изменения его статуса. Бывает и другая крайность – когда родители пытаются всеми силами вернуть прежнюю схему общения: хотят оставить за собой право единоличного принятия решений, требуют беспрекословного послушания со стороны ребенка, проявляя при этом крайнюю степень авторитаризма. Это приводит к тому, что родитель очень резко реагирует на любое проявление дерзости и неподчинения со стороны ребенка. Как результат – конфликт становится еще сильнее, либо ребенок «ломается», становится тихим и «удобным», тем самым не выполняя важные задачи подросткового периода по подготовке к самостоятельной жизни. Как найти золотую середину в общении, чтобы были учтены интересы и подростков, и родителей? Дайте подростку право на эмоции. К бурным эмоциям со стороны подростка нужно относится как к норме. Для кризисного возраста характерно, что ребенок начинает предъявлять себя более резко и хамовато. Подросток будет конфликтовать, провоцировать, подвергать сомнению авторитеты – всё это часть процесса отделения от родителей, приобретения самостоятельности и независимости. Эта важная для подросткового возраста задача реализуется через болезненные взаимоотношения и противостояние. Признавайте право подростка на эмоции. Он может злиться и высказывать свое недовольство, и очень часто это проявляется вполне здоровым способом. Например, абсолютно допустимо, если ребенок не всегда хочет вас слушать, закатывает во время разговора глаза, хлопает дверьми, запрещает вам входить в его комнату или говорит: «Не твоё дело, я сам разберусь». Всё это нужно переживать сдержанно и с пониманием. Скорее, у родителя должно вызывать тревогу то, что ребенок в подростковом возрасте такого не делает и ведет себя покладисто, ведь это означает, что процесс сепарации по каким-то причинам не начался. Не позволяйте подростку переходить границы. Несмотря на то, что мы должны относится к хамству как к норме, держать границу необходимо. Вы должны показать подростку, что, даже если он растет и его ощущение себя меняется, вы в семье главный по праву статуса, и ваше место в иерархии непоколебимо. Вы просто понимаете, что ребенок взрослеет, и позволяете ему иногда себе дерзить, однако всему есть предел, и об уважении к родителям забывать не стоит. Недопустимо, чтобы подросток позволял себе нецензурную брань и оскорбительные слова в ваш адрес, «посылал» вас в присутствии третьих лиц (например, в гостях, в школе, в общественных местах и т. д.). Не делайте вид, что ничего не произошло. Пресекать такие попытки нужно сразу же. Очень медленно, спокойным внушительным тоном, глядя прямо в глаза, нужно объяснить подростку, что это недопустимо ни при каких обстоятельствах, даже если он очень раздражен. Не срывайтесь на крик вроде: «Да как ты смеешь так разговаривать с матерью (отцом)!». Тем самым вы показываете свою слабость и демонстрируете неспособность справиться с ситуацией. И, конечно же, не обзывайте ребенка сами. Не только потому, что это также проявление слабости, да и вообще не допустимо в общении с детьми любого возраста, но и потому, что оскорбления, унижение достоинства и умаление умственных способностей («Ты совсем бестолковый!», «Как можно быть такой дурой?!», «Где твои мозги?!» и т. д.) очень сильно ранит подростка и необратимо влияет на его самооценку. Не забывайте, что после подросткового этапа ребенок становится самостоятельным взрослым человеком. Наверняка вы не желаете, чтобы он вырос забитым, неуверенным в себе человеком, который боится заявить миру о себе. Договаривайтесь с подростком. Очень часто за нежелательным поведением подростка скрываются важные для него потребности и интересы. Чтобы свести к минимуму конфликтные ситуации, пора сесть с ребенком за стол переговоров. Родители уже не могут навязывать ему собственные представления о том, что должно, а что нет, – теперь решения принимаются совместно. Надо принять, что мы перестали быть родителями малыша, а стали родителями человека, который имеет свое мнение и свои ценности. Считаться с мнением подростка, учитывать его потребности и интересы, находить компромиссы – это то, чему предстоит научиться родителям. Например, подросток уже не может быть поставлен перед фактом, как вы проведете выходные, – нужно учитывать и его собственные планы. Ребенок взрослеет – ему нужно собственное пространство. Если у вас есть взаимные договоренности и четкое представление о том, как вам теперь жить дальше, то и поводов для хамства со стороны подростка будет меньше. Несмотря на то, что в период взросления подросток становится неудобным и конфликтующим, он, как и раньше, нуждается в поддержке, любви и понимании со стороны родителей. Если он знает, что в него по-прежнему верят и с ним считаются, все сложности подросткового периода потом станут общими теплыми воспоминаниями, которым вы не раз улыбнетесь вместе со своими взрослыми детьми.
"Почему дети врут?"Мало что в поведении ребенка вызывает у родителей столько негативных эмоций как ложь. Уличив ребенка во лжи, родители пугаются, перестают абсолютно доверять ему, рисуют в мыслях страшные последствия, к которым подобное поведение может привести в будущем. Справедливости ради нужно заметить, что ребенок не всегда лжет. Часто, он просто фантазирует, пересказывает событие, свидетелем или участником которого он оказался, от первого лица. Дети начинают осознанной искажать факты тогда, когда сталкиваются с необходимостью выполнять правила, установленные взрослыми. Кроме того, умение лгать предполагает наличие определенного уровня развития интуиции, воображения, наблюдательности, логического мышления. Именно по этому, дети до 3 лет крайне редко прибегают ко лжи. Большинство детей с помощью лжи стараются избежать последствий своего поступка, ответственности за его совершение. Это происходит в тех семьях, где родители склонны к применению суровых наказаний даже за самый незначительный детский проступок, тотальному контролю жизни ребенка. В последнем случае дети с помощью лжи стараются отстоять свое право на личную жизнь. Часто ложь для ребенка – это единственный способ получить желаемое. Взрослые не всегда придают значение тому, во что ребёнок одет, какими гаджетами пользуется (и есть ли они у него), на сколько он осведомлен в популярных компьютерных играх и т.д., полагая, что главное, чтобы чадо хорошо училось и было здорово, а все остальное относят к разряду незначительных мелочей. Такое мнение справедливо и вполне обосновано, если бы не дно «но». Дело в том, что у ребенка в немодных джинсах, с кнопочным телефоном, не способного поддержать разговор сверстников о популярной компьютерной игре, значительно меньше шансов заслужить авторитет во дворе или в классе, чем у ребят имеющих все перечисленное. А для ребенка это очень важно, особенно в подростковом возрасте. Вот и приходится врать родителям, что в школе объявили очередной сбор денег или повысили стоимость обедов. Ложь в данном случае один из самых безобидных способов решения детской проблемы. Если запреты и ограничения слишком жесткие, а подросток не робкого десятка, то вполне возможны случаи воровства и вымогательства. Родителям новую вещь можно преподнести как неожиданную находку, например. Дети начинают лгать и тогда, когда родители значительно «завышают планку», требуют от ребенка недостижимых результатов, критикуют за любые ошибки и промахи. Для того, чтобы заслужить родительскую похвалу и одобрение, ребенок начинает приукрашивать действительность, приуменьшать заслуги других людей, сравнивать себя с менее успешными детьми. Как не странно именно взрослые учат или провоцируют детей лгать. Мы часто пробегам ко лжи, когда забываем выполнить обещание, данное ребенку, стремимся получить от него желаемое, добиться определенного поведения. Например, когда забываем купить то, что просил ребенок, говорим, что в магазине этого не было, приходя с работы в плохом настроении не хотим «грузить» его взрослыми проблемами и отвечаем на расспросы, что ему просто показалось. А как вам фраза, часто произносимая капризному малышу фраза: «Сейчас отдам тебя этой тете!». Для большей убедительности опишу ряд ситуаций, часто встречающихся на консультациях. 1. Мать девочки-подростка очень обеспокоена тем, что дочь обманывает ее. Утром она проводила ребенка в школу, а через час из звонка классного руководителя узнала, что девочка уже неделю не посещает занятия. Дочь вернулась домой в обычное время. Встретив ее, мать задала вопрос: «Как дела в школе?» и была очень возмущена ответом дочери, заверившей ее, что все в порядке. Стоило честно сообщить дочери о том, что ей известно о прогулах, о чувствах, которые она испытывает по поводу открывшегося обмана, спросить девочку о причинах, побудивших ее сделать это. Вероятнее всего, в обмен на свою откровенность мать получила бы откровенный ответ дочери и возможность помочь ей в разрешении ситуации, а так только спровоцировала ложь. 2. Родители привели на консультацию к психологу сына, который постоянно нарушает родительские запреты и обманывает их. В ходе беседы выяснилось, что один из знакомых сына очень плохо на него влияет. Родители категорически запретили своему ребенку общение с этим мальчиком. Но каждый раз, когда они проверяли выполнение ребенком их запрета, оказывалось, что дети продолжают общаться, хотя ранее сын утверждал, что они даже не встречаются. В индивидуальном разговоре с психологом ребенок сообщил, что неодобряемый родителями мальчик живет в соседнем подъезде, является его одноклассником, посещает ту же, что и он спортивную секцию и у них приятельские отношения. Нужно ли пояснять, что требование родителей для ребенка невыполнимо. Вступить в открытое противостояние сын не решился. Значит, остается только лгать. 3. Мама обеспокоена тем, что между ней и дочерью 14 лет нет прежних доверительных отношений. Раньше девочка всегда делилась с ней самым сокровенным, обращалась за советом и помощью. В последнее время дочь перестала обсуждать с ней даже рядовые события, не говоря уже о тех, которые ее взволновали. На все попытки матери узнать, что случилось, девочка неизменно отвечает: «Все в порядке, тебе просто показалось». «Но я ведь знаю, что она обманывает, и очень беспокоюсь за нее!» - говорит мама. На вопрос психолога о том, делится ли она сама с дочерью своими переживаниями, мать ответила, что ребенок должен думать об учебе, а не забивать себе голову взрослыми проблемами, да она их и не поймет. Когда дочь видит ее грустной или раздраженной и интересуется причиной такого состояния, мать отвечает, что ей просто показалось. 4. Сын шестиклассник плохо учится в школе. Проблемы начались в пятом классе, когда ребенок перешел в среднее звено и почувствовал ослабление контроля со стороны нового классного руководителя. Учителя утверждают, что усваивать на уроке учебный материал ему мешает плохое поведение, а домашнюю работу он списывает в Интернете или у одноклассников. Поскольку повлиять на поведение сына на уроке родители не могли, они решили контролировать выполнение домашнего задания. Вечером отец добросовестно просматривал тетради сына, который уверял, что все сделал сам, и огорчался плохими оценками с пометками учителей «списано». Больше всего родителей возмущало, что сын продолжает врать и отказывается понимать, что качественные знания очень важны в первую очередь для него, не осознавая при этом, что устранить без посторонней пробелы в знаниях ребенок просто не в состоянии. Родителям стоит помнить, что детское вранье – это явный признак наличия у него проблем. Для того, чтобы его избежать родителям стоит: - пересмотреть систему требований, запретов по отношению к ребенку; - задуматься о том, не слишком ли часто и сурово родительское наказание; - организовать ребенку личное пространство (комната, ящик в письменном столе, страничка в социальной сети), в которое родитель никогда не будет вторгаться без разрешения; - прежде чем отказать ребенку в приобретении нужной ему вещи выяснить, почему она ему так необходима, поинтересоваться ее стоимостью. Вполне возможно, что за незначительная трата поможет ребенку существенно повысить свой статус в среде сверстников и избежать совершения необдуманных поступков; - признавать свои ошибки, называть истинные причины плохого настроения, поступков, нарушения обещаний и извиниться за это.
Помните, что лучший способ воспитания – это личный пример! С уважением, заведующая отделением психолого-педагогической помощи центра "Семья" М.А. Иванова Привязанность-основа гармоничных отношений детей и родителейВ последнее время среди психологов, работающих в сфере детско-родительских отношений, приобретает популярность теория привязанности англичанина Джона Боулби. Согласно этой теории, ведущим фактором, влияющим на становление личности ребенка, является степень эмоциональной близости с родителями. Под привязанностью понимается устойчивая психологическая связь между людьми, в которой они заинтересованы и которую стремятся поддержать и укрепить. Джон Боулби и его последователи доказали, что гармоничные взаимоотношения в семье, основанные на любви и заботе, благоприятно влияют на многие сферы жизни ребенка:
Если родителям удалось сформировать у ребенка здоровую привязанность, то, по сути, им не приходится прилагать особых усилий для его воспитания. Малыш, как губка, впитывает знания и умения, которые мама и папа хотят до него донести. Он заинтересован в одобрении родителей, неосознанно копирует их модели поведения, усваивает их мировоззрение. В случаях, когда тесная эмоциональная связь в семье не установлена, у детей, зачастую, возникают поведенческие сложности (непослушание, склонность к агрессии, повышенная тревожность, склонность к депрессии и пр.) Родители при этом отмечают, что ребенок не воспринимает воспитательные влияния, неуправляем. Создается впечатление, что его мало волнуют родительские переживания. На самом деле, это является следствием недостатка позитивного внимания и безусловной любви со стороны значимых взрослых. Ведь если ребенок лишен возможности в полной мере почувствовать заботу и интерес к себе, то и сам он этому вряд ли научится. Развитие детско-родительской привязанности является сложным процессом, который начинается с первых дней жизни ребенка и проходит несколько этапов развития в ходе его взросления. Но даже следование приведенным ниже несложным рекомендациям поможет родителям близиться с ребенком, создать благодатную почву для развития крепкой эмоциональной связи. 1. Когда вы общаетесь с ребенком (даете указание, обращаетесь с просьбой, просто разговариваете), обязательно устанавливайте с ним зрительный контакт. Старайтесь чаще смотреть ему в глаза ласково, с улыбкой. 2. Не менее важен для ребенка тактильный контакт. Вы можете одобрительно похлопать его по плечу, ласково погладить, взять за руку, обнять, поцеловать и пр. Существует даже «Теория объятий», согласно которой ребенка нужно обнимать не менее восьми раз в день, чтобы он чувствовал себя счастливым. 3. Просто так, без повода, говорите своему ребенку о том, что вы его любите, делайте ему комплименты. 4. Большинство родителей знают, как важно откликаться на просьбы ребенка о помощи. Но не менее значимо уметь с благодарностью принимать помощь от ребенка. Добавляйте игровой момент в процесс приобщения детей к труду. Обязательно отмечайте, как важна для вас и всей семьи эта помощь. 5. Старайтесь как можно чаще что-то делать совместно с ребенком. Не важно, что это будет: домашние дела, поход в магазин, прогулка, просмотр телевизора или что-то другое. Научитесь сами получать удовольствие от времени, проведенного вместе, и тогда эти моменты станут любимым времяпрепровождением ребенка, а позже – яркими приятными воспоминаниями. 6. Если у вас более одного ребенка, в течение дня старайтесь обязательно найти время для общения с каждым из них в отдельности. 7. Время от времени подчеркивайте вашу с ребенком общность. К примеру, можно обсуждать, чем вы похожи. Можно иногда надевать похожую одежду, использовать одинаковые аксессуары, придумывать общие секреты, играть в игры типа «Мама-кошка и сын-котенок», превращать домашние дела в совместные миссии (например, «Мама и дочь против пыли и грязи»), вместе готовить сюрпризы для других членов семьи. У поэта Валентина Берестова есть замечательное стихотворение:
Любили тебя без особых причин За то, что ты - внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
Любите своих детей, уделяйте им внимание – именно это делает их счастливыми.
Рейм Татьяна Викторовна, психолог МКУ «Центр Семья» |
|
|