Советы психологов
12 месяцев до школы: советы по подготовкеСентябрь – особенный месяц для всех детей школьного возраста. А для мальчишек и девчонок, которые через год пойдут в школу, с него начинается обратный отсчет. В эти важные 12 месяцев до школы нужно разобраться, что делать, с чего начать, чему уделить особое внимание — много вопросов, которые требуют ответов. Начнем! Компоненты готовностиБыть готовым к школе – не значит уметь хорошо читать, быстро считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым к обучению. Социальная готовностьБольшое значение имеет уровень сформированности социальных навыков: умение знакомиться, общаться, просить, делиться, извиняться, благодарить, спрашивать, отвечать. В школе ребенка будут окружать незнакомые взрослые и дети разного возраста, и будущему первокласснику нужно уметь взаимодействовать с ними. Советы:
Волевая готовностьСпособность подчиняться требованиям школьной жизни психологи называют волевой готовностью: соблюдать правила, подчиняться требованиям, уметь принимать критику, выполнять последовательные действия. Важную роль в школе играет дисциплина, которая заключается не в умении сидеть тихо, а в строгом соблюдении правил. Умение жить по правилам – важный и полезный навык. 45 минут урок, потом перемена. Завтрак, обед и отдых по часам. В школе нельзя сдвинуть что-то или отменить, нужно уметь принимать действующий режим и вписываться в него. Немаловажным является умение слушать и слышать учителя, работать по заданному плану, соблюдать инструкции. Этому нужно учить заранее. Советы:
Добавить комментарий
Что такое восстановительная медиация?Конфли́кт *(лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, заключающийся в противодействии участников и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. В ситуации конфликта люди ведут себя совсем не так как в повседневной жизни. Даже самый спокойный и уравновешенный человек способен повышать голос, резко высказываться и даже проявлять физическую агрессию по отношению к обидчику. Каждый участник конфликта чувствует себя обиженным, пострадавшим от чужого произвола, несправедливого к себе отношения. Это заставляет его отстаивать свои интересы, бороться за восстановление справедливости. Поведение сторон в этот момент во многом схожи, как говорится «око за око, зуб за зуб». При этом один из участников конфликта не способен признавать этого, увидеть в противнике не злейшего врага, а обычного человека, который, так же как и он, просто отстаивает свои интересы. Наиболее сложные, затянувшиеся конфликты люди стремятся разрешить в суде. Суд выслушивает доводы сторон, рассматривает доказательства правоты каждого и принимает решение в пользу одной из них. Все? Инцидент исчерпан? Как показывает опыт, далеко не всегда. Проигравшая сторона часто инициирует повторные судебные разбирательства или продолжает вести себя вызывающе, вынуждает победившую сторону обращаться за помощью в исполнении решения суда в полицию или к судебным приставам. Конфликт разгорается с новой силой. Чтобы определить причины происходящего, приведу пример. Следует отметить, что описанная ниже ситуация типичная и распространенная. Молодая мама пришла к психологу для проведения психологического обследования ребенка и составления заключения по его результатам. В ходе предварительной беседы выяснилось, что несколько месяцев назад она приняла трудное для нее решение расстаться с отцом ребенка, который систематически устраивал скандалы на почве необоснованной ревности, нередко заканчивающиеся рукоприкладством. Покинутый муж решил отомстить за обиду тем, что лишил ее общения с сыном. В результате бывшие супруги стали сторонами судебного процесса по определению места постоянного проживания ребенка. До вынесения судом решения стороны избегали общения друг с другом, так как любая их встреча заканчивалась скандалом. Суд принял решение в пользу матери, а отец тут же высказал намерение подать в суд на определение времени общения с ребенком, лишение или ограничение бывшей жены в родительских правах. Повторно к психологу для проведения обследования ребенка обратился уже отец, собирая доказательную базу против «недостойной» матери. Опыт работы психологов показывает, что подобные разбирательства могут длиться годами, и все это время участниками судебных заседаний, свидетелями столкновений, предметами манипуляции взрослых являются дети. Почему же взвешенное и справедливое решение суда не приводит к завершению споров и разногласий, а зачастую обостряет их? Во-первых, между причиной конфликта и вопросом, который стороны хотят решить в суде, есть существенная разница. В приведенном примере конфликт разгорелся из-за необоснованной ревности, а в суде рассматривался вопрос об определении места проживания ребенка. Во-вторых, чувство обиды, несправедливости, неоправдавшиеся надежды, обусловившие конфликт и разрушение семьи, так и остались невысказанными и непонятыми противоположной стороной. В-третьих, ни одна из сторон не имела возможности осознать и загладить свою вину. Каждая из конфликтующих сторон имеет свою версию развития событий и возможные способы и условия разрешения конфликта. Проблема в том, что из-за нарушения или прекращения коммуникации они не способны донести друг для друга собственное мнение, договориться о совместных действиях для прекращения вражды. Существует альтернативный способ разрешения конфликтов, который называется восстановительная медиация ** – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. Процесс медиации обеспечивает нейтральный посредник - медиатор, в равной степени поддерживающий усилия сторон по урегулированию конфликта, достижению взаимопонимания и соглашения. Медиатор помогает участникам конфликта найти в самих себе те ресурсы, которые помогут им прийти к договоренности, устраивающей всех участников. Ведь если решение не будет признано всеми как справедливое, то несогласные начнут оспаривать решение, саботировать его выполнение, а оставшееся чувство несправедливости отразиться на их дальнейших взаимоотношениях. Готовность к пониманию другого - это установка человека в конфликте на то, чтобы не выносить оценок и решений, не совершать действий, пока он не поймет основания действий другого человека. Понять другого – не означает согласиться с его действиями; а если действия другого привели к негативным последствиям, причинили другим людям ущерб или неприятности, то важно обсуждать заглаживание причиненного вреда, восстановление разрушенных отношений и как избежать повторения подобного в будущем. Основания действий друг друга можно понять только в безопасной коммуникации, которую и предлагает организовать медиатор. А стороны конфликта решают, готовы ли они участвовать в такой коммуникации или нет. Совместное понимание ситуации помогает участникам конфликта взять на себя ответственность за исправление негативных последствий произошедшего, перейти от сражения друг против друга к совместной работе друг с другом для нормализации и восстановления ситуации и отношений. Буду рада помочь вам в разрешении конфликтных ситуаций.
С уважением, психолог МКУ «Центр Семья» Иванова Марина Алексеевна
*Материалы сайта Википедия. **Восстановительная медиация: рождение взаимопонимания (тезисы доклада) Антон Юрьевич Коновалов лаборатория «Ювенальных технологий» МГППУ Центр «Судебно-правовая реформа». КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ И НЕ ТЕРЯТЬ ВЕРУ В СЕБЯ?Каждый родитель может помочь ребенку превращать любые ошибки в бесценный опыт Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг. Джоан Коллинз Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок был счастлив и избежал неприятностей, негативного влияния и опасных связей в среде сверстников, учился только на пятерки и хорошо ладил с людьми. Но может ли ребенок по-настоящему стать самостоятельным и осознанным, если не вынесет из своих ошибок жизненные уроки и опыт, который поможет справиться с любыми трудностями в будущем. Каждый день в службу ДТД обращаются подростки и их родители, которым нужна помощь психологов не только в том, чтобы найти выход из трудной жизненной ситуации, но прежде всего, чтобы найти силы и ресурсы справляться с ней, превращать испытания в обучающий опыт и уметь держать удар, как бы тяжело ни было. В этом лайфхаке мы расскажем о том, как каждый родитель может помочь ребенку превращать любую трудность, ошибки в обучающее событие и ценный опыт. Готовы ли вы дать право ребенку на ошибку? Часто для многих родителей заставить и наказать ребенка проще, чем обсудить возникшую проблему, привычнее сказать, что нужно делать и чего не следует, чем допустить возможность самому «набить шишки» и сделать выводы. Отказывая подростку в праве на ошибку, мы лишаем их бесценного опыта и возможности развить навыки анализа ситуации и своего поведения. Право и готовность рассказать вам о любой неприятности и ошибке – главный признак доверительных и крепких отношений между вами и ребенком. Как этого добиться?
Ошибка ошибке рознь! Ошибки не всегда возникают в результате осознанных действий. Иногда можно ошибиться даже тогда, когда ребенок ничего не делает или избегает принятия решений. Важно помогать осознать подростку ошибки обоих видов и брать на себя ответственность. Как этого добиться?
Неверные решения нужно признавать, как и ошибки, но для исправления они требуют осознания вины и нарушения тех ценностей в отношениях, которые были испорчены ситуацией. Подросток в отличие от взрослых, чтобы понять этого, должен прожить это на эмоциональном уровне и ценностном уровне, сам сделать выводы и понять, что был не прав. Поэтому важно, прежде всего, говорить о ваших родительских чувствах, об отношениях и подорванном доверии, а не давать жесткие оценки его поведению и тем более личности. Подросток услышит скорее, если вы скажете: «Мне очень обидно, что ты обманул меня и не сдержал обещание, ведь я думала, что могу доверять тебе. «Я растеряна и не знаю, что и думать», вместо «ты обманул меня, раз ты так себя ведешь – неделю без интернета и карманных денег, может, хоть так ты поймешь, что был не прав». Научиться признавать свои ошибки и исправлять их он может только от вас! Признание своих ошибок также тренирует осознанность — способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам. Как этого добиться?
Справляться с трудностями как навык! Как ошибаться продуктивно? В книге «Дар ошибки: Как хорошим родителям научиться отпускать детей для их же блага» («The Gift of Failure: How The Best Parents Let Go So Their Children Can Suceed») Джессика Лэхи утверждает, что детям нужно позволять учиться на собственных ошибках, а значит, позволять им испытывать разочарование, фрустрацию и неудачи, потому что только так они смогут развить уверенность в себе в будущем. «Способность воспринимать конструктивную критику или отзывы — ключевое качество для того, чтобы развиваться и быть стойким». Как этого добиться?
Ошибка как возможность! Рассматривайте ошибки как возможности. В головном мозге имеются механизмы, помогающие понять, когда мы что-то делаем не так. Мозг сигнализирует об ошибке. Совершение ошибок помогает нам более пристально сконцентрироваться на выполняемом действии и показать наилучший результат. Как этого добиться?
Дети с высокой самооценкой гораздо лучше справляются со своими ошибками и после психологического падения встают, отряхивают колени и говорят: «Да, я потерпел поражение. И что мне теперь нужно сделать в следующий раз? Что конкретно мне нужно изменить?». Они осознают, что допустили ошибку, и признают ее как факт. Но самое главное — такие дети разрабатывают стратегию, чтобы исправить свою ошибку и не повторять ее снова. Дети с низкой самооценкой чаще всего они используют этот опыт для того, чтобы девальвировать свою ценность: «Видите, я говорил вам, что не могу ничего сделать правильно!», – так они реагируют на итог своей неудавшейся попытки. Вместо того, чтобы рассматривать ошибки как возможность учиться, такие дети интерпретируют свой опыт как причину все бросить и «никогда не делать это снова». Конечно, такой подход не способствует повышению самооценки, он способствует лишь самообесцениванию и тем самым образуется порочный круг. По какому из этих двух сценариев будет жить ваш ребенок, во многом зависит от вас. Но есть ошибки и обстоятельства, которые нас серьезно психологически ломают, и их трудно пережить без профессиональной помощи психологов и есть риски, что ребенок только при поддержке родителей и друзей с этим не справится. Ведь отпечаток на душе может быть настолько сильным и острым, что это навсегда отразиться на самооценке ребенка и уровне его открытости и доверия к миру и людям. Поэтому в помощь вам и вашей семье всегда готов прийти детский телефон доверия 8 800 2000 122. Мы помогаем вашему ребенку справиться с проблемами и стать сильнее. А вам оставаться спокойным в трудную минуту. На консультацию к психологу в МКУ "Центр Семья" можно записать по телефону 4-55-99 https://telefon-doveria.ru/kak-pomoch-rebenku-uchit-sya-na-svoih-oshibkah-i-ne-teryat-veru-v-sebya/ «Сенсорное развитие детей раннего возраста»КОНФУЦИЙ: "СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ — И Я ПОЙМУ." Ребенок рождается на свет с природными способностями познавать мир, но для всестороннего развития одних врожденных способностей подрастающему малышу не хватает. Поэтому в первые три года жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем. На занятиях я часто слышу от родителей: «Да не понимает он еще то, что я ему говорю, он же маленький», «Он же мне не отвечает». Конечно, ребенок этого возраста только учиться говорить, накапливает словарный запас и развивает артикуляцию, поэтому ответить или участвовать в диалоге он пока не может. Но даже если ребенок не понимает смысла многих сказанных слов, но прекрасно улавливает интонацию, эмоциональную окраску речи, а то чего он еще, «не понимает», хорошо запоминает при многократном повторении. Малыш всесторонне развивается в этот период, а мы родители можем помочь ему в этом. Сенсорное развитие ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев могут наблюдать за перемещением предметов, совершать хватательные движения, проявлять интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами. От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, назначении предметов. Как можно помочь малышу активно получать сенсорные знания и опыт?
Такие простые игры не только помогут сенсорному развитию ребенка, но и подарят Вам и малышу массу позитивных эмоций. С уважением, Валентина Цапаева, социальный педагог МКУ «Центр Семья» Это новое слово «нейропсихология»Нейропсихология – сравнительно новая научная дисциплина, возникшая на стыке нейронауки и психологии. Применительно к детям эта наука изучает процесс формирования и развития их психических функций: памяти, мышления, речи, внимания и т.д. в норме и в патологии. По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Их причины чаще всего заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, произошедших во время перинатального периода, родов, или же в течение первых 3х месяцев жизни ребёнка. Следствием таких нарушений становятся: быстрая утомляемость, расторможенность, низкая работоспособность или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). С перечисленными проблемами родители идут за помощью к врачам: педиатрам, неврологам, которые, назначают необходимое лечение. Однако значительную поддержку таким детям могут оказать и немедицинские специалисты: логопеды, дефектологи, психологи, коррекционные педагоги, нейропсихологи. Задача последних: изучить состояние психических функций ребенка и найти «места с повреждениями», которые затем, в ходе занятий, необходимо стимулировать и развивать. Детская психика очень пластична и позволяет за счет сохранных функций мозга ребенка содействовать частичному или полному возобновлению поврежденных функций. Главное в этом – не упустить время! До 12 лет плохо сформированные отдельные участники головного мозга можно развить. К сожалению, практикующих нейропсихологов в нашем городе на сегодняшний день нет, а детей, состоящих на учете у невролога - достаточно. И всем им нужна своевременная качественная помощь. Уважаемые родители, Вы сами сможете оказать своим детям помощь в преодолении проблем, если начнете с ними играть в нейропсихологические игры уже сегодня. С некоторыми из них я сейчас Вас познакомлю. - пальчиковые игры и упражнения «Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук. «Нос-ухо». Указательный палец правой руки касается кончика носа. В это же время указательный палец левой руки касается мочки противоположного уха. Руки скрещены. Затем хлопок в ладоши, и положения рук меняются. Затем опять хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под счёт с постепенным увеличение скорости. «Кулак-ребро-ладонь». Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполняется в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками с постепенным увеличением темпа - игры на дыхание (задуй свечку, сдуй одуванчик, надуй мыльные пузыри и т.п.) - игры на межполушарное взаимодействие (обведи по точкам симметричный рисунок одновременно двумя руками и др.) «Зеркальные рисунки». На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку обводить по пунктиру одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки. - игры на ориентацию в пространстве и мышление «Скопируй рисунок». На бумаге в клетку нарисован рисунок, ребенок должен его перекопировать. Также играем в «рисунок по точкам». «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения, целое (образец) и разрезанное на 4-8 частей (в зависимости от возраста ребенка) в виде полосок, квадратов. Дети складывают разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. «Пройди лабиринт». Распечатать лабиринт из Интернета, ребенок проходит его, используя палец или ведёт дорожку карандашом.
Систематическое использование этих игр и упражнений позволит Вашему ребенку легче усваивать знания и овладеть школьной программой. Все в Ваших руках!
С уважением, Наталья Стародубова, психолог МКУ «Центр Семья» Родителям о сенсорной интеграцииС первых дней своей жизни ребенок начинает познавать окружающий мир через органы чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения – вот первые помощники малыша, благодаря которым у него начинает формироваться представление об окружающем мире. Процесс взаимодействия органов чувств и нервной системы называют сенсорной интеграцией. Очень важно, чтобы она протекала эффективно. Тогда дети правильно воспринимают информацию из окружающей среды, и дают на нее адекватную ответную реакцию. Но довольно часто этот сложный процесс у детей нарушается. При этом у некоторых органы чувств недостаточно хорошо развиты, а у других они чрезмерно восприимчивы. Подобные нарушения могут впоследствии привести к проблемам в поведении, обучении, речи, общении и т.д. Вот некоторые признаки, которые указывают на то, что у ребенка есть трудности с переработкой сенсорной информации:
По мере роста и развития ребенка нарушения в процессе сенсорной интеграции могут привести таким проблемам, как: - неуверенность в себе, низкая самооценка; - сложности в общении с окружающими; - повышенная тревожность, страхи, фобии; - снижение обучаемости, школьная неуспеваемость. Всесторонней коррекцией нарушений сенсорной интеграции занимается нейропсихолог. Кроме того, этот метод в своей работе используют психологи, дефектологи, логопеды, педагоги и другие специалисты. А некоторые упражнения родители могут проводить с ребенком сами. Значительная их часть направлена на насыщение органов чувств ребенка новыми ощущениями обогащение сенсорного опыта ребенка. Ниже приведены несколько приемов и упражнений, которые можно применять в домашних условиях. Ограничений по возрасту ребенка фактически нет, для детей помладше упражнения можно упростить. 1. «Загадочная коробка» Нужно подготовить коробку с различными материалами (шерсть, шелковый лоскуток, кусочек ваты, наждачная бумага, бархат и пр.), которая со временем пополняется новыми образцами. Время от времени родитель и ребенок вместе исследуют содержимое коробки. Благодаря этому ребенок знакомится с разными текстурами, узнает названия материалов. Если ребенок достаточно большой, постепенно можно начинать с ним игру-«угадайку». Малыш закрывает глаза, а взрослый дотрагивается до его руки разными материалами, которые тот должен отгадать. Далее игру можно усложнить, и предложить ребенку угадать материал по прикосновению к ступням ног или спине. 2. «Черепаха» Ребенок лежит так, что его туловище находится между двумя подушками (лежать можно и на спине, и на животе, и на боку). Родитель в это время совершает поглаживающие, растирающие движения ладонями по верхней подушке. Поначалу ребенок с нарушенной сенсорной интеграцией может даже не чувствовать этих прикосновений. Но по мере продолжения тренировок его чувствительность должна улучшиться, что будет сигналом о том, что сенсорное восприятие успешно развивается. 3. «Прищепки» На одежду ребенка в разных местах (в том числе на спине) цепляются прищепки. После условного сигнала от взрослого, например хлопка в ладоши, ему нужно найти и отцепить все прищепки. Сначала упражнение ребенок выполняет с открытыми глазами, потом правила усложняются – глаза должны быть закрыты. 4. «Угадай, что под ногами» Для выполнения упражнения нужно несколько пластиковых контейнеров такого размера, чтобы ребенок легко мог в них наступить. Взрослый и ребенок заполняют их разными материалами (пластиковые шарики, фасоль, мягкие кубики, пуговицы, макароны, рис, песок, гладкие камешки, трава и т.п.) Затем ребенок закрывает глаза, а родитель выстраивает из контейнеров дорожку. Малыш с закрытыми глазами при помощи взрослого медленно переступает из емкости в емкость и угадывает, что сейчас находится у него под ногами. Несколько раз игра повторяется, при этом контейнеры каждый раз переставляются в новой последовательности. 5. «Рисунок ногами» Для выполнения этого упражнения нужно подготовить ватман, легко смываемые краски, фантики от конфет (чем больше, тем лучше). На ватман по все его поверхности наносятся небольшие, но довольно густые капли краски, которые тут же прикрываются расправленным фантиком. Затем ребенок босиком ходит, бегает, скачет по ватману, сколько захочет. После моются ноги, убираются с листа фантики, и можно рассматривать получившуюся абстрактную картину. С детьми постарше можно уже кисточкой дорисовать какие-то элементы, чтобы превратить рисунок в настоящий шедевр.
С уважением, психолог отделения психолого-педагогической помощи Татьяна Викторовна Рейм Семейные конфликты с участием детейВ большей степени, чем сами супруги от конфликтов страдают дети. Ребенок вынужден становиться свидетелем родительских ссор, что само по себе очень травматично. В некоторых семьях, помимо наблюдающей функции, ребенок дополнительно выполняет функцию громоотвода, становясь объектом для выплескивания на него родительского раздражения, либо используется орудием борьбы между родителями. Семейную атмосферу создают родители, ребенок же воспринимает её, как образец для подражания. У родителей он учится взаимодействовать с другими людьми, заимствуя их стиль взаимоотношений. Для ребенка важны оба родителя и неразрешенные конфликты между ними приводят к тяжелым, травматичным переживаниям, нанося ему психологическую травму. Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности. От того, насколько защищенным физически и психологически чувствует себя ребенок в семье, зависит его социализация, возможность общения с другими людьми, доверие к людям. Ощущение безопасности у ребенка связано со стабильностью в отношениях со взрослыми, с предсказуемостью их поведения. Стабильность и предсказуемость формируют доверие к окружающему миру и ощущение защищенности. Нестабильность и незащищенность способствуют возникновению патологических страхов, нарушению умения общаться, кошмарам, уходу в себя и прочим неблагоприятным последствиям, ломающим детскую психику. Развивающиеся у детей патологические страхи настолько сильно захватывают ребенка, что он не в состоянии слышать голос разума. Наблюдая за семейными ссорами, ребенок испытывает желание отстраниться от конфликтной ситуации и постепенно отдаляется от родителей. Вместо любви к родителям у него появляется по отношению к ним раздражение, злость или ненависть. Испытываемые к родителям негативные чувства приводят к протестам и нежеланию выполнять родительские требования. Страх, ощущение беззащитности, неприязнь чаще всего переходят в агрессивность, первоначально направленную на родителей, а потом и на окружающих. Ребенок тяжело переживает конфликт, не только когда он протекает в открытых ссорах и скандалах, но и тогда, когда родители, пытаясь скрыть разногласия, замалчивают их, сохраняя демонстративное спокойствие. Случается так, что родители, находя в ребенке нежелательные черты друг друга, акцентируют на них свое внимание и выплескивают на ребенка скопившееся раздражение. При этом они не видят своего ребенка, а начинают использовать его как средство предъявить претензии друг другу. Прикрываясь идеей воспитания ребенка, родители фактически пытаются воспитывать друг друга, тем самым калеча своё дитя, перенося на него чувства и эмоции, адресованные другому партнеру. Иногда, в период конфликта, один из родителей начинает проявлять повышенную заботу о ребенке, рассчитывая тем самым перетянуть его на свою сторону и изолировать от общения с другим родителем. При этом, проявляемая гиперопека, связана не с заботой о ребенке, а с желанием родителя избавиться от тревоги и защитить себя от одиночества. Дети в конфликтных семьях страдают эмоциональными расстройствами, проявляющимися в виде возбудимости, нарушении аппетита и сна, повышенной тревожностью, нестабильным настроением. Зачастую, из-за ощущения неспособности что-то изменить, ребенок начинает проявлять упрямство или заторможенность реакций. Такие дети во взрослой жизни могут быть неуверенными в себе, замкнутыми и нелюдимыми. Не имея навыков бесконфликтной семейной жизни, им очень трудно создать стабильную семью. Детям важно чувствовать себя защищенными в семье. Свою защищенность они связывают со стабильностью в отношениях с взрослыми. Конфликты в семье лишают ребенка чувства безопасности. Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей – фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании деткой психики. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях, реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Научные исследования подтверждают, что общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Кроме того, дети страдают от своего бессилия что-либо изменить во взаимоотношениях родителей. При конфликте между родителями дети часто лишены возможности прямо влиять на его исход, обычно до тех пор, пока их состояние не станет настолько тяжелым, что заставит обратить на него внимание, по крайней мере, одного из взрослых в семье и искать помощи у врача. Последствия семейных конфликтов родителей во взрослой жизни ребенка могут выражаться следующим образом: – Дети из конфликтных семей выходят с глубокими внутриличностными конфликтами. Впоследствии это может привести к развитию невроза и депрессии в случае каких-либо стрессовых ситуаций. – Формируются определенные черты характера: неуверенность в себе, замкнутость и нелюдимость, безразличие, агрессивность. – Формируется сценарий поведения в межличностном взаимодействии. Это проявляется в созданных семьях и на их собственных детях, потому что семья, в которой вырос ребенок, закладывает образец его будущей семьи. Психологи отмечают, что ребенок впервые знакомится, усваивает роли отца и матери, мужа и жены, мужчины и женщины в процессе ежедневных контактов, общения с родителями, близкими людьми. – формируется определенный образ мышления: негативный, с высокой критичностью. Картина мира негативная. Последствия этого процесса отражается на всей жизнедеятельности человека, существенно ухудшая качество его жизни. Социальный работник в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений, может воспользоваться различными моделями помощи семье. Учебная модель в работе с родителями исходит из гипотезы о недостаточности знаний и умений родителей по воспитанию детей. Профилактический характер учебной модели предполагает повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Особенно в данной модели нуждаются проблемные семьи. Для этого социальный работник может использовать различные формы работы: психолого-педагогические консультации, педагогические поручения, беседы, практикумы, разбор подобных ситуаций на образце других семей и т.д. При осуществлении деятельности социальный работник может опираться на психотерапевтическую модель помощи семье, основой которой выступает гуманистический и клиент-центрированный подход (К. Роджерс). В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход, опора на личностные ресурсы клиента и консультанта, закономерности и психотерапевтический потенциал их общения в диаде и в группе. Эта модель предполагает: 1) установление контакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; 2) проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; 3) собственно консультативную работу, направленную на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом. Предотвращение и разрешение семейных конфликтов. Разногласия в любой семье неизбежны, поэтому необходимо научиться находить различные варианты разрешения возникших семейных трудностей, задач и проблем, не ущемляя при этом достоинства друг друга. Остановимся на типичных вариантах завершения конфликтов. Принуждение — волевое навязывание такого решения, которое устраивает лишь инициатора конфликта. В этом случае чаще всего возникают неблагоприятные последствия: ущемляются права членов семьи, унижается их достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис. Конфронтация — никто из участников не принимает позицию другого, накапливается негативизм отношений. Уход от разрешения возникшего противоречия, в этом случае конфликт остается, а развязка лишь откладывается. Сглаживание конфликта — этот вариант позволяет снять напряжение, добиться нормальных отношений, но не всегда. Компромисс — предполагает открытый поиск справедливого и наиболее удобного решения для обеих сторон, умение понять не только их положительные качества, но и слабые стороны, умение внимательно слушать, что обеспечивает хороший контакт и часто бывает более ценным, чем умение говорить, умение не злоупотреблять критикой (если мы начинаем критиковать, нам ответят тем же). Критикуя, необходимо отметить и что-то положительное. Следует быть осторожнее с приказами, лучше облечь в форму вопроса или просьбы о помощи. Уметь понимать свои ошибки, ведь если понять свою ошибку и исправить, то ссоры и конфликта может не быть. Если войти в положение другого, т.е. постараться понять ситуацию и переживания члена семьи, он будет более терпимым и найдет правильный выход, чтобы избежать конфликта. Надо не ссориться, так как ссора лишь усиливает напряжение и чувство несправедливости, но не решает возникшей проблемы, а улыбаться, поскольку приветливая улыбка противоположна конфликту. Приветливость и доброжелательность одного вызывает аналогичную ответную реакцию у другого, снимая напряжение. Этими приемами должен пользоваться социальный работник при организации деятельности с семьями и призывать следовать этим приемам членов семьи, вступивших в конфликт. Причины семейного неблагополучия не так просты, как кажется на первый взгляд. Перемены в экономике, политике и социальной сфере негативно отражаются не только на материальной стороне жизни семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и прежде всего между родителями и детьми. Увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения, а также воздействие завышенных социальных требований. Сокращается время общения между детьми и родителями, особенно там, где родители заняты в сфере частного бизнеса. Нередко вопросы воспитания перекладываются на няню, теряется контакт с детьми. Все эти факторы также должен учитывать социальный работник при разрешении конфликтов в семье. В современных условиях деятельность различных служб и структур по оказанию помощи семьям претерпела существенные изменения. На современном этапе с различными типами семей проводят работу различные учреждения и службы. Важная роль по оказанию семьям помощи принадлежит социальному работнику. Наряду с другими функциями социальный работник осуществляет диагностирование социальных характеристик, выявляет уровень образования, наличие асоциального поведения у членов семьи, круг интересов, определяет помощь различных источников, выявляет основные проблемы и трудности семьи. Социальные работники определяют характер взаимоотношений в семье, т.е. то, что в первую очередь оказывает влияние на возникновение конфликтов. Социальный работник выявляет необходимость и вид помощи родителям в выполнении ими воспитательных функций. Социальный работник может помочь родителям в воспитании детей, направив их на курсы и практическое обучение (техники разрешения конфликтов, причины конфликтов, как построить эффективное взаимодействие и т.д.). Социальный работник может организовать психологическую помощь родителям и детям по адаптации к различного рода конфликтным ситуациям, возникающим в семье. Особое внимание обращается на предупреждение различных форм насилия и издевательства над детьми, так как именно насилие способствует обострению конфликтных ситуаций. В крайних случаях возможно даже обращение за помощью к правоохранительным органам и службам психического здоровья. Частым проявлением конфликтных ситуаций в многодетных семьях бывают конфликты в системе «дети — дети». Здесь возникают конфликты из-за установления доминирующего влияния одного над другими, борьбы за игрушки, предметы, вещи, за то, чтобы не оказаться обиженным и т.д. Родителям здесь может быть оказана различная помощь. Например, в конфликте за право обладать игрушкой можно предложить детям устроить переходящую очередность (сначала младший берет, затем по старшинству, в другой раз, наоборот, начинаем со старшего и т.д.), или одни играют одновременно по десять-пятнадцать минут, другие засекают время. Хорошо происходит это под счет (например, играешь, пока мы считаем до тридцати, затем право играть переходит к другому); заодно отрабатывается умение считать. Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи, возникающее на основе столкновения противоположных взглядов и мотивов. Особенность семейных отношений влияет на уровень и характер конфликтов, возникающих в них. Основное содержание семейных конфликтов составляют межличностные отношения (уважение, любовь, кровное родство и т.д.), нравственные и правовые обязательства, связанные с реализацией предназначения семьи. Семейные конфликты возникают в различных типах семей: многодетных, имеющих от трех и более детей, неполных, где воспитанием занимается один родитель (отец или чаще мать), меж- ноколенных семьях, в которых совместно проживают родители, дети и внуки, асоциальных семьях, ведущих образ жизни, отклоняющийся от нормы (пьянство, наркомания, неработающие), семьях без детей и т.д. Конфликты могут возникнуть в различных системах — «отец — мать», «родители — дети», «внуки — дедушки, бабушки», «дети — дети», «член семьи — субъект внешнего социума», «супружеские конфликты», «конфликт родственников». Причинами семейных конфликтов могут выступать различные конфликтогены: ограничение самовыражения членов семьи, свободы действий; отклоняющееся поведение кого-либо из членов семьи (наркомания, алкоголизм и т.д.); наличие противоположных устремлений, интересов, ограниченные возможности для удовлетворения потребности одного из членов семьи (с его позиции); жесткий, авторитарный тип взаимоотношений, сформировавшийся в семье; наличие серьезных материальных проблем; авторитарное вмешательство в супружеские отношения родственников; сексуальная дисгармония партнеров в союзе и др. При этом поведение конфликтующих сторон может быть различным: открытые конфликты (открытый разговор в подчеркнуто корректной форме, битье посуды, взаимные словесные оскорбления и т.п.) или скрытые конфликты (демонстративное молчание, резкие взгляды и жесты, говорящие об имеющихся противоречиях). В любом случае необходимо искать способы выхода из конфликтной ситуации. Роль социального работника при взаимодействии с различными типами семей состоит в том числе и в разрешении кризисных ситуаций, своевременном предупреждении и нейтрализации конфликтов. Укрепление эмоциональной привязанности между родителями и подросткамиПодростковый возраст является одним из самых сложных периодов в становлении детско-родительских взаимоотношений. Многие родители отмечают, что с детьми в этом возрасте сложно найти общий язык: они становятся упрямыми, своевольными, нервными, грубыми, не готовы идти на компромиссы, отвергают родительский авторитет. Кажется, что ребенок перестает испытывать к родителям чувство любви, да и самим взрослым становится все труднее любить вечно бунтующее чадо. Отчасти подростковое поведение продиктовано противоречиями между основными психологическими потребностями:
Эмоциональная неустойчивость и недостаток жизненного опыта мешают подросткам удовлетворять эти потребности эффективными способами, дети начинают конфликтовать и нарушать устоявшиеся правила в поиске решения сложившихся противоречий. Поэтому основная ответственность за сохранение эмоциональной привязанности с ребенком на данном этапе его развития лежит на родителях. Не всегда бывает достаточным с их стороны проявлять терпение, сохранять спокойствие и подавать достойный личный пример в решении напряженных жизненных ситуаций. Нужно стараться создавать условия для удовлетворения ведущих потребностей и сглаживания существующих у подростка противоречий. В этом родителям помогут следующие рекомендации. Как могут родители способствовать удовлетворению у подростка потребности в любви и внимании? - Проводите время вместе. При этом важно соблюдать правило СОвместности: вы делаете что-то не рядом друг с другом, а вместе, сообща, тесно взаимодействуя. - Хвалите своего ребенка, подчеркивайте, что гордитесь им. Делайте это не только наедине, но и при свидетелях, т.к. для подростков важно общественное мнение. - Проявляйте уважение к интересам ребенка. Даже если его увлечение кажется вам пустой тратой времени, помните, что для подростка это важная часть его жизни. Ему будет очень приятно, если вы проявите к ней доброжелательный интерес, или даже попытаетесь у него чему-то поучиться. Как помочь подростку удовлетворить потребность в самостоятельности и взрослости? - Уважайте право своего ребенка на тайны. Если он не желает о чем-то рассказывать, старайтесь не настаивать и не выслеживать. Напомните, что вы всегда готовы его выслушать, и проявите благодарность, если ваш подросток рассказал вам что-то личное. Постарайтесь сохранить его тайну вместе. - Не стремитесь что-то решать за своего ребенка, а покажите свое отношение к происходящему, выскажите свое мнение относительно волнующей его ситуации. - Неэффективно поучать или заставлять подростка что-то делать, лучше всего предложить ему свою помощь. Как дать ребенку почувствовать себя равноправным участником ваших взаимоотношений? - Привлекайте подростка к обсуждению семейных дел, спрашивайте его мнения, совета относительно важных для вас вопросов. - Старайтесь меньше говорить, а больше слушать своего ребенка. - Умейте признавать свои ошибки, просить прощения у ребенка, если вы неправы. Есть выражение «Нет ничего важнее отношений». И действительно, что бы ни случилось в жизни семьи, любовь и взаимоуважение всегда являются самой надежной опорой в решении трудностей. Стремление понять и поддержать своего ребенка поможет успешно пережить подростковый кризис и укрепить детско-родительские отношения. С уважением, психолог МКУ "Центр Семья" Татьяна Викторовна Рейм "Уверенность в себе или самоуверенность? Как сформировать у ребенка адекватную самооценку"Наверное, каждому родителю приходилось слышать слово «самооценка». Этот компонент личности исследуют психологи в детских садах, школах и сообщают родителям уровень самооценки их ребенка: высокий, низкий или средний. Диагностика самооценки включается в состав комплексного обследования детей, например, при определении уровня адаптации к школе, учебной деятельности или в коллективе сверстников. Давайте разберемся, почему психологам важно определить именно этот параметр и как в дальнейшем он может повлиять на благополучие и успешность детей. И так, самооценка — это представление человека о себе, о своих достоинствах и недостатках, о значимости собственной личности и деятельности для окружающих людей. Формируется она под влиянием среды, в которой растет ребенок, его социального окружения, родительского примера, предъявляемых к нему требований, оценки его достоинств и недостатков, родительских ожиданий и др. Ребенок постоянно, оценивает, сравнивает себя реального с идеальным представлением о себе, сформированным родителями, друзьями, учителями и другими значимыми для него людьми. От самооценки ребенка зависит уровень его притязаний, то есть способность ставить перед собой трудные, но выполнимые задачи и успешно решать их, навыков коммуникации (общения) и саморегуляции (способность управлять своим психоэмоциональным состоянием), раскрытие и реализация творческого потенциала, в том числе в стремлении улучшить себя. Адекватная самооценка вселяет уверенность в собственных силах, помогает добиваться успехов, безболезненно воспринимать критику в свой адрес, извлекать уроки и использовать полученный опыт в дальнейшем, повышает стрессоустойчивость, формирует индивидуальность, способность говорить «нет» в ситуациях, где это нужно делать (на предложение закурить, совершить правонарушение, сделать сэлфи с риском для жизни и др.) Дети с адекватной самооценкой имеют более высокую успеваемость, пользуются авторитетом у сверстников, проявляют интерес и добиваются успехов в различных видах внешкольной деятельности. Дети с низкой самооценкой часто малоинициативные, ведомые, подверженные чужому негативному влияния. Они редко добиваются успеха из-за неуверенности в себе и своих силах, часто попадают в плохие компании, совершают правонарушения не из плохих побуждений, а руководствуясь потребностью проявить себя, доказать свою способность на поступок. Низкая самооценка может скрываться и за вызывающим поведением или внешностью, поступками, обескураживающими окружающих. Такая яркая маска помогает ребенку скрыть свою неуверенность в себе. Она формируется в случае, когда родители постоянно подчеркивают недостатки ребенка, не предают значения или дают низку оценку его достижениям или существенно «завышают планку» требований, выполнить которые ребенок не может (успехи в спорте, отличная учеба и др.) Завышенная самооценка формируется в том случае, если родители постоянного говорят ребенку о его исключительности и уникальности, используют сравнения с другими детьми, более выигрышные для собственного, подкрепляют свои выводы мнением других авторитетных людей. Завышенная самооценка формируется и под влиянием социального статуса семьи: материального положения, высокой должности родителей и др. Такие дети часто эгоистичны, обидчивы, болезненно относятся критике в свой адрес, склонны к вызывающему поведению. Для них характерна ограниченность в видах творческой деятельности, потребность в постоянном, но малополезном общении. Конечно, адекватная самооценка является наиболее предпочитаемой, но что же делать в остальных случаях? Если ребенок не уверен в себе и невысоко оценивает свои способности, то возможно родители слишком часто критикуют его, редко хвалят, ставят в пример других более успешных сверстников. Необходимо помочь ребенку проявить себя, найти место, где он смог бы стать успешным. Если школьная успеваемость низкая, то возможно это будет спортивная секция, кружок, участие в выставках, соревнованиях и мастер-классах. Родителям стоит начать замечать даже незначительные успехи своего ребенка, хвалить его, сравнивать не с другими детьми, а с тем, каким он сам был еще вчера. Если ребенок уверен в своей исключительности и абсолютном превосходстве над другими, стоит объяснить ему, что подобная убежденность должна иметь под собой веские основания, а, например, высокий социальный статус или материальная обеспеченность родителей - это вовсе не его достижение. Можно обсудить с ребенком, в чем он действительно молодец, а над чем ему предстоит еще много работать, рассмотреть имеющиеся у него способности, наметить пути для достижения поставленной цели.
С уважением, психолог МКУ «Центр Семья» Марина Алексеевна Иванова Почему мой ребенок до сих пор не читает?Согласитесь, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок поскорее начал ходить, говорить, научился считать и читать. Многие из нас стараются с раннего детства развивать своего ребенка, тем более что для этого в городе созданы все условия. При этом особое внимание родители уделяют раннему изучению букв и обучению чтению своих малышей. Но что об этом говорит современная психология и физиология? Процесс чтения – это сложный когнетивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Само это определение многим из нас покажется не понятным, трудным. Вот так и нашим детям очень сложно учиться читать, тем более что большинство родителей не знают и не понимают особенностей протекания этого процесса и его этапов. Сейчас я немного расскажу Вам о том, как и с чего, начинать обучать ребенка чтению, а точнее, грамоте. Прежде чем овладеть чтением, Ваш ребенок должен научиться слышать из каких звуков (фонем) состоят слова, которые он произносит, должен научиться их различать на слух. Важно это делать вовремя и так, чтобы ребенку было интересно. В возрасте 4-5 лет дети проявляют высокий интерес к звуковой стороне речи. В этот период все знания он увлеченно впитывает, особенно если Вы с ним будете играть, направляя внимание именно на звуковую сторону речи (ведь буквы он еще не знает). Вам помогут простые игры, например, «Поймай звук», когда Вы предлагаете ребенку хлопнуть в ладошки, когда он услышит звук «Ш» и начинаете медленно и четко произносить различные звуки: С,М,Ш,Ж,Р,Ш и т.д. После того, как Ваш ребенок научится различать звуки, можно усложнить задание и поиграть с ним в игру «Поймай слог» (са, ша, жа, за, да), а затем и в игру «Поймай слово» (шапка, сайка, шишка, миска). Но зачастую дети путают или не различают сходные по звучанию звуки. Тогда в игре «Поймай звук» они могут хлопнуть, услышав не только звук Ш, но и услышав С, Ж. Тогда стоит уделить внимание играм, развивающим фонематический слух. Например, «Угадай что это?». Ребенку предъявляется картинка с изображением. Пусть это будет шишка. Задавайте ребенку вопросы: это шишка? Это фыфка? Это фышка? Это сыска? и т.д. Вопрос необходимо задавать медленно и четко. На каждый вопрос ребенок должен ответить: «да» или «нет». Кроме этого, дети должны производить звуковой анализ слов: уметь определять место, где стоит задаваемый звук (в начале, середине или конце слова), знать, что звуки бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, должны быть знакомы в понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение». Всему этому можно научить ребенка, главное, обучение должно быть не насильственным, интересным и систематическим. Немаловажно ребенку самому правильно произносить звуки родной речи. В случае если ребенок в 5-летнем возрасте не произносит, либо искажает, либо заменяет звуки в своей речи, необходимо обратиться к логопеду. При этом Вы сами можете помочь своему ребенку, уделив немного времени для ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой. Сейчас на просторах интернета можно найти подборку упражнений, необходимых для постановки определенных звуков и что очень важно: увидеть способ правильного их выполнения. Буквы – это записанные на листе бумаги символы, а это значит, что мы должны не забывать про развитие зрительного восприятия у наших детей. Для этого существует множество интересных детям заданий: «Найди отличия», «Чей силуэт», «Найди такой же предмет» и т.д. Буквы мы пишем, а затем уж читаем, поэтому развитие мелкой моторики (движений пальцев рук), а в дальнейшем и графо-моторных навыков является неотъемлемой частью подготовки ребенка к обучению чтению. Не даром наши бабушки играли с нами в «Ладушки» и «Сорока-ворона». Детям не только увлекательно, но и полезно перебирать крупы, нанизывать пуговицы на нитку, играть в пирамидки, кубики, матрёшку. Подобные пальчиковые игры и упражнения являются важным звеном в цепочке успешного обучения чтению. Таким должен быть важный первый этап в обучении грамоте Вашего ребенка. Только после успешного его прохождения можно переходить к изучению букв. Порой родители, купив ребенку первую азбуку, удивляются логике ее построения и вопрошают: «Почему буквы изучаются не в алфавитном порядке?». На то есть серьезные основания. «От простого к сложному» - важнейший принцип педагоги, который нужно соблюдать при обучении детей. Именно поэтому первыми начинают изучать те буквы, которые легки в произношении и только потом переходят к изучению более сложных. На сегодняшний день существует множество азбук, авторских методик, которые помогают родителям легко и научно-обоснованно обучать своих детей. Все они снабжены необходимыми методическими рекомендациями, яркими иллюстрациями и заданиями. Вам предстоит увлекательное путешествие в мир букв вместе с Вашим малышом. Осталось лишь напомнить, что ребенку должны быть интересны и желанны эти занятия. Если интерес у ребенка еще не возник, то, возможно, стоит умерить свой пыл и остановиться на подготовительном к чтению этапе, тем самым создав прочный фундамент для дальнейших побед. Если же Вы в себе не чувствуете силы, если у Вас нет необходимых знаний и умений, то с нового учебного года в нашем Центре откроет двери клуб «Букваренок» для детей с 4,5 лет.
С уважением, психолог МКУ "Центр Семья" Стародубова Наталья Александровна |
|
|