Родителям о сенсорной интеграции

С первых дней своей жизни ребенок начинает познавать окружающий мир через органы чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения – вот первые помощники малыша, благодаря которым у него начинает формироваться представление об окружающем мире.  Процесс взаимодействия органов чувств и нервной системы называют сенсорной интеграцией.

Очень важно, чтобы она протекала эффективно. Тогда дети правильно воспринимают информацию из окружающей среды, и дают на нее адекватную ответную реакцию. Но довольно часто этот сложный процесс у детей нарушается. При этом у некоторых органы чувств недостаточно хорошо развиты, а у других они чрезмерно восприимчивы. Подобные нарушения могут впоследствии привести к проблемам в поведении, обучении, речи, общении и т.д.

Вот некоторые признаки, которые указывают на то, что у ребенка есть трудности с переработкой сенсорной информации:

  • ребенок эмоционально реагирует на зрительные, слуховые, тактильные стимулы (прикосновения, световые вспышки, непривычные звуки и т.п.), при реакция может быть как положительной, так и отрицательной;
  • ему сложно осваивать действия с ножницами, пластилином, карандашами;
  • в игре ребенок неосознанно причиняет боль другим людям или животным;
  • ребенок  очень медлительный или, наоборот, слишком подвижный;
  • ребенок неуклюжий, часто ударяется, задевает предметы при передвижении, запинается;
  • часто мусолит во рту несъедобные предметы (пальцы, карандаши, края одежды, игрушки и пр.);
  • ребенок любит издавать громкие звуки (кричит, стучит, топает и пр.);
  • плохо контролирует свое тело (затрудняется простоять некоторое время на одной ноге, спускаться и подниматься по ступенькам, выучить танцевальное движение);
  • ребенок постоянно что-то теребит в руках, часто нечаянно ломает или роняет предметы;
  • у ребенка есть сложности в речевом развитии.

По мере роста и развития ребенка нарушения в процессе сенсорной интеграции могут привести таким проблемам, как:

- неуверенность в себе, низкая самооценка;

- сложности в общении с окружающими;

- повышенная тревожность, страхи, фобии;

- снижение обучаемости, школьная неуспеваемость.

Всесторонней коррекцией нарушений сенсорной интеграции занимается нейропсихолог. Кроме того, этот метод в своей работе используют психологи, дефектологи, логопеды, педагоги и другие специалисты. А некоторые упражнения родители могут проводить с ребенком сами. Значительная их часть направлена на насыщение органов чувств ребенка новыми ощущениями обогащение сенсорного опыта ребенка. Ниже приведены несколько приемов и упражнений, которые можно применять в домашних условиях. Ограничений по возрасту ребенка фактически нет, для детей помладше упражнения можно упростить.

1. «Загадочная коробка»

Нужно подготовить коробку с различными материалами (шерсть, шелковый лоскуток, кусочек ваты, наждачная бумага, бархат и пр.), которая со временем пополняется новыми образцами. Время от времени родитель и ребенок вместе исследуют содержимое коробки. Благодаря этому ребенок знакомится с разными текстурами, узнает названия материалов. Если ребенок достаточно большой, постепенно можно начинать с ним игру-«угадайку». Малыш закрывает глаза, а взрослый дотрагивается до его  руки разными материалами, которые тот должен отгадать. Далее игру можно усложнить, и предложить ребенку угадать материал по прикосновению к ступням ног или спине.

2. «Черепаха»

Ребенок лежит так, что его туловище находится между двумя подушками (лежать можно и на спине, и на животе, и на боку). Родитель в это время совершает поглаживающие, растирающие движения ладонями по верхней подушке. Поначалу ребенок с нарушенной сенсорной интеграцией может даже не чувствовать этих прикосновений. Но по мере продолжения тренировок его чувствительность должна улучшиться, что будет сигналом о том, что сенсорное восприятие успешно развивается.

3. «Прищепки»

На одежду ребенка в разных местах (в том числе на спине) цепляются прищепки. После условного сигнала от взрослого, например хлопка в ладоши, ему нужно найти и отцепить все прищепки. Сначала упражнение ребенок выполняет с открытыми глазами, потом правила усложняются – глаза должны быть закрыты.

4. «Угадай, что под ногами»

Для выполнения упражнения нужно несколько пластиковых контейнеров такого размера, чтобы ребенок легко мог в них наступить. Взрослый и ребенок заполняют их разными материалами (пластиковые шарики, фасоль, мягкие кубики, пуговицы, макароны, рис, песок, гладкие камешки, трава и т.п.) Затем ребенок закрывает глаза, а родитель выстраивает из контейнеров дорожку.  Малыш с закрытыми глазами при помощи взрослого медленно переступает из емкости в емкость и угадывает, что сейчас находится у него под ногами. Несколько раз игра повторяется, при этом контейнеры каждый раз переставляются в новой последовательности.

5. «Рисунок ногами»

Для выполнения этого упражнения нужно подготовить ватман, легко смываемые краски, фантики от конфет (чем больше, тем лучше). На ватман по все его поверхности наносятся небольшие, но довольно густые капли краски, которые тут же прикрываются расправленным фантиком. Затем ребенок босиком ходит, бегает, скачет по ватману, сколько захочет. После моются ноги, убираются с листа фантики, и можно рассматривать получившуюся абстрактную картину. С детьми постарше можно уже кисточкой дорисовать какие-то элементы, чтобы превратить рисунок в настоящий шедевр.

 

С уважением, психолог отделения

психолого-педагогической помощи

Татьяна Викторовна Рейм

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить