«Сенсорное развитие детей раннего возраста»


КОНФУЦИЙ: "СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ

СДЕЛАТЬ — И Я ПОЙМУ."

Ребенок рождается на свет с природными способностями познавать мир, но для всестороннего развития одних врожденных способностей подрастающему малышу не хватает. Поэтому в первые три  года жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

На занятиях я часто слышу от родителей: «Да не понимает он еще то, что я ему говорю, он же маленький», «Он же мне не отвечает».  Конечно, ребенок этого возраста только учиться говорить, накапливает словарный запас и развивает артикуляцию, поэтому ответить или участвовать в диалоге он пока не может.  Но даже если  ребенок не понимает смысла многих сказанных слов, но прекрасно улавливает интонацию, эмоциональную окраску речи, а то чего он еще, «не понимает», хорошо запоминает при многократном повторении. Малыш всесторонне развивается в этот период, а мы родители можем помочь ему в этом.

Сенсорное развитие ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев могут наблюдать за перемещением предметов, совершать хватательные движения, проявлять интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, назначении предметов.

Как можно помочь малышу активно получать сенсорные знания и опыт?

  • Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Рассматривать предметы, называя при этом их цвет, форму, текстуру (гладкий, колючий, шершавый), размер и др.
  • Побуждать ребенка совершать движения руками по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить, трогать, стучать и т.д.
  • Обращать внимание ребенка на сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, например, попросить ребенка показать одинаковые кубики, большой и маленький мячик и т.п.
  • Рассказывать, обсуждать и демонстрировать свойства и назначение предметов. Например, описать расческу словами «красная», «твердая», «немного колется», продемонстрировать ее назначение, расчесав волосы ребенка, полюбоваться вместе в зеркало на красивую прическу, предложить малышу причесаться самому.
  • Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов, например, мало кубиков -  много кубиков, одна машинка – несколько машинок.
  • Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи: большая матрешка – маленькая матрешка и т.д.
  • Помогать ориентироваться в пространстве. Например, придумайте игру, в которой малышу нужно закатить мячик в угол, принести книгу, лежащую на столе, поискать машинку под кроватью и др.
  • Учить ориентироваться в частях собственного тела. Можно поиграть в прятки, прикрывая рукой глазки, накрывая платком поочередно правую и левую ручку или ножку ребенка, надевая панамку - невидимку на головку, коленку, животик ребенка.

Такие простые игры не только помогут сенсорному развитию ребенка, но и подарят Вам и малышу массу позитивных эмоций.


С уважением, Валентина Цапаева,

социальный педагог МКУ «Центр Семья»

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить