Почему мой ребенок до сих пор не читает?

 Согласитесь, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок поскорее начал ходить, говорить, научился считать и читать. Многие из нас стараются с раннего детства развивать своего ребенка, тем более что для этого в городе созданы все условия. При этом особое внимание родители уделяют раннему изучению букв и обучению чтению своих малышей. Но что об этом говорит современная психология и физиология?

 Процесс чтения – это сложный когнетивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

 Само это определение многим из нас покажется не понятным, трудным. Вот так и нашим детям очень сложно учиться читать, тем более что большинство родителей не знают и не понимают особенностей протекания этого процесса и его этапов.

 Сейчас я немного расскажу Вам о том, как и с чего, начинать обучать ребенка чтению, а точнее, грамоте.

 Прежде чем овладеть чтением, Ваш ребенок должен научиться слышать из каких звуков (фонем) состоят слова, которые он произносит, должен научиться их различать на слух. Важно это делать вовремя и так, чтобы ребенку было интересно.

 В возрасте 4-5 лет дети проявляют высокий интерес к звуковой стороне речи. В этот  период все знания он увлеченно впитывает, особенно если Вы с ним будете играть, направляя внимание именно на звуковую сторону речи (ведь буквы он еще не знает).

 Вам помогут простые игры, например, «Поймай звук», когда Вы предлагаете ребенку хлопнуть в ладошки, когда он услышит звук «Ш» и начинаете медленно и четко произносить различные звуки: С,М,Ш,Ж,Р,Ш и т.д.  После того, как Ваш ребенок научится различать звуки, можно усложнить задание и поиграть с ним в игру «Поймай слог» (са, ша, жа, за, да), а затем и в игру «Поймай слово» (шапка, сайка, шишка, миска).

 Но зачастую дети путают или не различают сходные по звучанию звуки. Тогда в игре «Поймай звук» они могут хлопнуть, услышав не только звук Ш, но и услышав С, Ж. Тогда стоит уделить внимание играм, развивающим фонематический слух. Например, «Угадай что это?». Ребенку предъявляется картинка с изображением. Пусть это будет шишка. Задавайте ребенку вопросы: это шишка? Это фыфка? Это фышка? Это сыска? и т.д. Вопрос необходимо задавать медленно и четко. На каждый вопрос ребенок должен ответить: «да» или «нет».

 Кроме этого, дети должны производить звуковой анализ слов: уметь определять место, где стоит задаваемый звук (в начале, середине или конце слова), знать, что звуки бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, должны быть знакомы в понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение». Всему этому можно научить ребенка, главное, обучение должно быть не насильственным, интересным и систематическим.

 Немаловажно ребенку самому правильно произносить звуки родной речи. В случае если ребенок в 5-летнем возрасте не произносит, либо искажает, либо заменяет звуки в своей речи, необходимо обратиться к логопеду. При этом Вы сами можете помочь своему ребенку, уделив немного времени для ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой. Сейчас на просторах интернета можно найти подборку упражнений, необходимых для постановки определенных звуков и что очень важно: увидеть способ правильного их выполнения.

 Буквы – это записанные на листе бумаги символы, а это значит, что мы должны не забывать про развитие зрительного восприятия у наших детей. Для этого существует множество интересных детям заданий: «Найди отличия», «Чей силуэт», «Найди такой же предмет» и т.д.

 Буквы мы пишем, а затем уж читаем, поэтому развитие мелкой моторики (движений пальцев рук), а в дальнейшем и  графо-моторных навыков является неотъемлемой частью подготовки ребенка к обучению чтению. Не даром наши бабушки играли с нами в «Ладушки» и «Сорока-ворона».  Детям не только увлекательно, но и полезно перебирать крупы, нанизывать пуговицы на нитку, играть в пирамидки, кубики, матрёшку. Подобные пальчиковые игры и упражнения являются важным звеном в цепочке успешного обучения чтению.

 Таким должен быть важный первый этап в обучении грамоте Вашего ребенка. Только после успешного его прохождения можно переходить к изучению букв.

 Порой  родители, купив ребенку первую азбуку, удивляются логике ее построения и вопрошают: «Почему буквы изучаются не в алфавитном порядке?». На то есть серьезные основания.

 «От простого к сложному» - важнейший принцип педагоги, который нужно соблюдать при обучении детей. Именно  поэтому первыми начинают изучать те буквы, которые легки в произношении и только потом переходят к изучению более сложных.

 На сегодняшний день существует множество азбук, авторских методик, которые помогают родителям легко и научно-обоснованно обучать своих детей. Все они снабжены необходимыми методическими рекомендациями, яркими иллюстрациями и заданиями. Вам предстоит увлекательное путешествие в мир букв вместе с Вашим малышом. Осталось лишь напомнить, что ребенку должны быть интересны и желанны эти занятия. Если интерес у ребенка еще не возник, то, возможно, стоит умерить свой пыл и остановиться на подготовительном к чтению этапе, тем самым создав прочный фундамент для дальнейших побед.

 Если же Вы в себе не чувствуете силы, если у Вас нет необходимых знаний и умений, то с нового учебного года в нашем Центре откроет двери клуб «Букваренок» для детей с 4,5 лет.

 

С уважением, психолог МКУ "Центр Семья" Стародубова Наталья Александровна

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить