Это новое слово «нейропсихология»
Нейропсихология – сравнительно новая научная дисциплина, возникшая на стыке нейронауки и психологии. Применительно к детям эта наука изучает процесс формирования и развития их психических функций: памяти, мышления, речи, внимания и т.д. в норме и в патологии.
По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Их причины чаще всего заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, произошедших во время перинатального периода, родов, или же в течение первых 3х месяцев жизни ребёнка. Следствием таких нарушений становятся: быстрая утомляемость, расторможенность, низкая работоспособность или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).
С перечисленными проблемами родители идут за помощью к врачам: педиатрам, неврологам, которые, назначают необходимое лечение. Однако значительную поддержку таким детям могут оказать и немедицинские специалисты: логопеды, дефектологи, психологи, коррекционные педагоги, нейропсихологи. Задача последних: изучить состояние психических функций ребенка и найти «места с повреждениями», которые затем, в ходе занятий, необходимо стимулировать и развивать.
Детская психика очень пластична и позволяет за счет сохранных функций мозга ребенка содействовать частичному или полному возобновлению поврежденных функций. Главное в этом – не упустить время! До 12 лет плохо сформированные отдельные участники головного мозга можно развить.
К сожалению, практикующих нейропсихологов в нашем городе на сегодняшний день нет, а детей, состоящих на учете у невролога - достаточно. И всем им нужна своевременная качественная помощь.
Уважаемые родители, Вы сами сможете оказать своим детям помощь в преодолении проблем, если начнете с ними играть в нейропсихологические игры уже сегодня. С некоторыми из них я сейчас Вас познакомлю.
- пальчиковые игры и упражнения
«Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук.
«Нос-ухо». Указательный палец правой руки касается кончика носа. В это же время указательный палец левой руки касается мочки противоположного уха. Руки скрещены. Затем хлопок в ладоши, и положения рук меняются. Затем опять хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под счёт с постепенным увеличение скорости.
«Кулак-ребро-ладонь». Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполняется в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками с постепенным увеличением темпа
- игры на дыхание (задуй свечку, сдуй одуванчик, надуй мыльные пузыри и т.п.)
- игры на межполушарное взаимодействие (обведи по точкам симметричный рисунок одновременно двумя руками и др.)
«Зеркальные рисунки». На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку обводить по пунктиру одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки.
- игры на ориентацию в пространстве и мышление
«Скопируй рисунок». На бумаге в клетку нарисован рисунок, ребенок должен его перекопировать. Также играем в «рисунок по точкам».
«Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения, целое (образец) и разрезанное на 4-8 частей (в зависимости от возраста ребенка) в виде полосок, квадратов. Дети складывают разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него.
«Пройди лабиринт». Распечатать лабиринт из Интернета, ребенок проходит его, используя палец или ведёт дорожку карандашом.
Систематическое использование этих игр и упражнений позволит Вашему ребенку легче усваивать знания и овладеть школьной программой. Все в Ваших руках!
С уважением, Наталья Стародубова,
психолог МКУ «Центр Семья»