Семейные конфликты с участием детей

  В большей степени, чем сами супруги от конфликтов страдают дети.

  Ребенок вынужден становиться свидетелем родительских ссор, что само по себе очень травматично. В некоторых семьях, помимо наблюдающей функции, ребенок дополнительно выполняет функцию громоотвода, становясь объектом для выплескивания на него родительского раздражения, либо используется орудием борьбы между родителями.

 Семейную атмосферу создают родители, ребенок же воспринимает её, как образец для подражания. У родителей он учится взаимодействовать с другими людьми, заимствуя их стиль взаимоотношений. Для ребенка важны оба родителя и неразрешенные конфликты между ними приводят к тяжелым, травматичным переживаниям, нанося ему психологическую травму.

  Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности. От того, насколько защищенным физически и психологически чувствует себя ребенок в семье, зависит его социализация, возможность общения с другими людьми, доверие к людям. Ощущение безопасности у ребенка связано со стабильностью в отношениях со взрослыми, с предсказуемостью их поведения. Стабильность и предсказуемость формируют доверие к окружающему миру и ощущение защищенности.

  Нестабильность и незащищенность способствуют возникновению патологических страхов, нарушению умения общаться, кошмарам, уходу в себя и прочим неблагоприятным последствиям, ломающим детскую психику. Развивающиеся у детей патологические страхи настолько сильно захватывают ребенка, что он не в состоянии слышать голос разума.

  Наблюдая за семейными ссорами, ребенок испытывает желание отстраниться от конфликтной ситуации и постепенно отдаляется от родителей. Вместо любви к родителям у него появляется по отношению к ним раздражение, злость или ненависть. Испытываемые к родителям негативные чувства приводят к протестам и нежеланию выполнять родительские требования.

  Страх, ощущение беззащитности, неприязнь чаще всего переходят в агрессивность, первоначально направленную на родителей, а потом и на окружающих.

  Ребенок тяжело переживает конфликт, не только когда он протекает в открытых ссорах и скандалах, но и тогда, когда родители, пытаясь скрыть разногласия, замалчивают их, сохраняя демонстративное спокойствие.

  Случается так, что родители, находя в ребенке нежелательные черты друг друга, акцентируют на них свое внимание и выплескивают на ребенка скопившееся раздражение. При этом они не видят своего ребенка, а начинают использовать его как средство предъявить претензии друг другу. Прикрываясь идеей воспитания ребенка, родители фактически пытаются воспитывать друг друга, тем самым калеча своё дитя, перенося на него чувства и эмоции, адресованные другому партнеру.

  Иногда, в период конфликта, один из родителей начинает проявлять повышенную заботу о ребенке, рассчитывая тем самым перетянуть его на свою сторону и изолировать от общения с другим родителем. При этом, проявляемая гиперопека, связана не с заботой о ребенке, а с желанием родителя избавиться от тревоги и защитить себя от одиночества.

  Дети в конфликтных семьях страдают эмоциональными расстройствами, проявляющимися в виде возбудимости, нарушении аппетита и сна, повышенной тревожностью, нестабильным настроением. Зачастую, из-за ощущения неспособности что-то изменить, ребенок начинает проявлять упрямство или заторможенность реакций.

  Такие дети во взрослой жизни могут быть неуверенными в себе, замкнутыми и нелюдимыми. Не имея навыков бесконфликтной семейной жизни, им очень трудно создать стабильную семью.

  Детям важно чувствовать себя защищенными в семье. Свою защищенность они связывают со стабильностью в отношениях с взрослыми. Конфликты в семье лишают ребенка чувства безопасности. Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей – фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании деткой психики. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях, реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют.

  Научные исследования подтверждают, что общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Кроме того, дети страдают от своего бессилия что-либо изменить во взаимоотношениях родителей. При конфликте между родителями дети часто лишены возможности прямо влиять на его исход, обычно до тех пор, пока их состояние не станет настолько тяжелым, что заставит обратить на него внимание, по крайней мере, одного из взрослых в семье и искать помощи у врача.

  Последствия семейных конфликтов родителей во взрослой жизни ребенка могут выражаться следующим образом:

  – Дети из конфликтных семей выходят с глубокими внутриличностными конфликтами. Впоследствии это может привести к развитию невроза и депрессии в случае каких-либо стрессовых ситуаций.

  – Формируются определенные черты характера: неуверенность в себе, замкнутость и нелюдимость, безразличие, агрессивность.

– Формируется сценарий поведения в межличностном взаимодействии. Это проявляется в созданных семьях и на их собственных детях, потому что семья, в которой вырос ребенок, закладывает образец его будущей семьи. Психологи отмечают, что ребенок впервые знакомится, усваивает роли отца и матери, мужа и жены, мужчины и женщины в процессе ежедневных контактов, общения с родителями, близкими людьми.

– формируется определенный образ мышления: негативный, с высокой критичностью. Картина мира негативная. Последствия этого процесса отражается на всей жизнедеятельности человека, существенно ухудшая качество его жизни.

  Социальный работник в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений, может воспользоваться различными моделями помощи семье.

  Учебная модель в работе с родителями исходит из гипотезы о недостаточности знаний и умений родителей по воспитанию детей. Профилактический характер учебной модели предполагает повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Особенно в данной модели нуждаются проблемные семьи. Для этого социальный работник может использовать различные формы работы: психолого-педагогические консультации, педагогические поручения, беседы, практикумы, разбор подобных ситуаций на образце других семей и т.д. При осуществлении деятельности социальный работник может опираться на психотерапевтическую модель помощи семье, основой которой выступает гуманистический и клиент-центрированный подход (К. Роджерс).

  В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход, опора на личностные ресурсы клиента и консультанта, закономерности и психотерапевтический потенциал их общения в диаде и в группе. Эта модель предполагает:

1) установление контакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней;

2) проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи;

3) собственно консультативную работу, направленную на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

  Предотвращение и разрешение семейных конфликтов.

  Разногласия в любой семье неизбежны, поэтому необходимо научиться находить различные варианты разрешения возникших семейных трудностей, задач и проблем, не ущемляя при этом достоинства друг друга.

  Остановимся на типичных вариантах завершения конфликтов.

  Принуждение — волевое навязывание такого решения, которое устраивает лишь инициатора конфликта. В этом случае чаще всего возникают неблагоприятные последствия: ущемляются права членов семьи, унижается их достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.

  Конфронтация — никто из участников не принимает позицию другого, накапливается негативизм отношений.

  Уход от разрешения возникшего противоречия, в этом случае конфликт остается, а развязка лишь откладывается.

  Сглаживание конфликта — этот вариант позволяет снять напряжение, добиться нормальных отношений, но не всегда.

  Компромисс — предполагает открытый поиск справедливого и наиболее удобного решения для обеих сторон, умение понять не только их положительные качества, но и слабые стороны, умение внимательно слушать, что обеспечивает хороший контакт и часто бывает более ценным, чем умение говорить, умение не злоупотреблять критикой (если мы начинаем критиковать, нам ответят тем же). Критикуя, необходимо отметить и что-то положительное. Следует быть осторожнее с приказами, лучше облечь в форму вопроса или просьбы о помощи. Уметь понимать свои ошибки, ведь если понять свою ошибку и исправить, то ссоры и конфликта может не быть. Если войти в положение другого, т.е. постараться понять ситуацию и переживания члена семьи, он будет более терпимым и найдет правильный выход, чтобы избежать конфликта. Надо не ссориться, так как ссора лишь усиливает напряжение и чувство несправедливости, но не решает возникшей проблемы, а улыбаться, поскольку приветливая улыбка противоположна конфликту. Приветливость и доброжелательность одного вызывает аналогичную ответную реакцию у другого, снимая напряжение. Этими приемами должен пользоваться социальный работник при организации деятельности с семьями и призывать следовать этим приемам членов семьи, вступивших в конфликт.

  Причины семейного неблагополучия не так просты, как кажется на первый взгляд. Перемены в экономике, политике и социальной сфере негативно отражаются не только на материальной стороне жизни семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и прежде всего между родителями и детьми. Увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения, а также воздействие завышенных социальных требований. Сокращается время общения между детьми и родителями, особенно там, где родители заняты в сфере частного бизнеса. Нередко вопросы воспитания перекладываются на няню, теряется контакт с детьми. Все эти факторы также должен учитывать социальный работник при разрешении конфликтов в семье.

  В современных условиях деятельность различных служб и структур по оказанию помощи семьям претерпела существенные изменения. На современном этапе с различными типами семей проводят работу различные учреждения и службы. Важная роль по оказанию семьям помощи принадлежит социальному работнику. Наряду с другими функциями социальный работник осуществляет диагностирование социальных характеристик, выявляет уровень образования, наличие асоциального поведения у членов семьи, круг интересов, определяет помощь различных источников, выявляет основные проблемы и трудности семьи. Социальные работники определяют характер взаимоотношений в семье, т.е. то, что в первую очередь оказывает влияние на возникновение конфликтов. Социальный работник выявляет необходимость и вид помощи родителям в выполнении ими воспитательных функций. Социальный работник может помочь родителям в воспитании детей, направив их на курсы и практическое обучение (техники разрешения конфликтов, причины конфликтов, как построить эффективное взаимодействие и т.д.). Социальный работник может организовать психологическую помощь родителям и детям по адаптации к различного рода конфликтным ситуациям, возникающим в семье. Особое внимание обращается на предупреждение различных форм насилия и издевательства над детьми, так как именно насилие способствует обострению конфликтных ситуаций. В крайних случаях возможно даже обращение за помощью к правоохранительным органам и службам психического здоровья. Частым проявлением конфликтных ситуаций в многодетных семьях бывают конфликты в системе «дети — дети». Здесь возникают конфликты из-за установления доминирующего влияния одного над другими, борьбы за игрушки, предметы, вещи, за то, чтобы не оказаться обиженным и т.д. Родителям здесь может быть оказана различная помощь. Например, в конфликте за право обладать игрушкой можно предложить детям устроить переходящую очередность (сначала младший берет, затем по старшинству, в другой раз, наоборот, начинаем со старшего и т.д.), или одни играют одновременно по десять-пятнадцать минут, другие засекают время. Хорошо происходит это под счет (например, играешь, пока мы считаем до тридцати, затем право играть переходит к другому); заодно отрабатывается умение считать.

  Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи, возникающее на основе столкновения противоположных взглядов и мотивов. Особенность семейных отношений влияет на уровень и характер конфликтов, возникающих в них. Основное содержание семейных конфликтов составляют межличностные отношения (уважение, любовь, кровное родство и т.д.), нравственные и правовые обязательства, связанные с реализацией предназначения семьи.

 Семейные конфликты возникают в различных типах семей: многодетных, имеющих от трех и более детей, неполных, где воспитанием занимается один родитель (отец или чаще мать), меж- ноколенных семьях, в которых совместно проживают родители, дети и внуки, асоциальных семьях, ведущих образ жизни, отклоняющийся от нормы (пьянство, наркомания, неработающие), семьях без детей и т.д. Конфликты могут возникнуть в различных системах — «отец — мать», «родители — дети», «внуки — дедушки, бабушки», «дети — дети», «член семьи — субъект внешнего социума», «супружеские конфликты», «конфликт родственников».

 Причинами семейных конфликтов могут выступать различные конфликтогены: ограничение самовыражения членов семьи, свободы действий; отклоняющееся поведение кого-либо из членов семьи (наркомания, алкоголизм и т.д.); наличие противоположных устремлений, интересов, ограниченные возможности для удовлетворения потребности одного из членов семьи (с его позиции); жесткий, авторитарный тип взаимоотношений, сформировавшийся в семье; наличие серьезных материальных проблем; авторитарное вмешательство в супружеские отношения родственников; сексуальная дисгармония партнеров в союзе и др. При этом поведение конфликтующих сторон может быть различным: открытые конфликты (открытый разговор в подчеркнуто корректной форме, битье посуды, взаимные словесные оскорбления и т.п.) или скрытые конфликты (демонстративное молчание, резкие взгляды и жесты, говорящие об имеющихся противоречиях). В любом случае необходимо искать способы выхода из конфликтной ситуации. Роль социального работника при взаимодействии с различными типами семей состоит в том числе и в разрешении кризисных ситуаций, своевременном предупреждении и нейтрализации конфликтов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить