"Уверенность в себе или самоуверенность? Как сформировать у ребенка адекватную самооценку"
Наверное, каждому родителю приходилось слышать слово «самооценка». Этот компонент личности исследуют психологи в детских садах, школах и сообщают родителям уровень самооценки их ребенка: высокий, низкий или средний. Диагностика самооценки включается в состав комплексного обследования детей, например, при определении уровня адаптации к школе, учебной деятельности или в коллективе сверстников. Давайте разберемся, почему психологам важно определить именно этот параметр и как в дальнейшем он может повлиять на благополучие и успешность детей.
И так, самооценка — это представление человека о себе, о своих достоинствах и недостатках, о значимости собственной личности и деятельности для окружающих людей. Формируется она под влиянием среды, в которой растет ребенок, его социального окружения, родительского примера, предъявляемых к нему требований, оценки его достоинств и недостатков, родительских ожиданий и др. Ребенок постоянно, оценивает, сравнивает себя реального с идеальным представлением о себе, сформированным родителями, друзьями, учителями и другими значимыми для него людьми.
От самооценки ребенка зависит уровень его притязаний, то есть способность ставить перед собой трудные, но выполнимые задачи и успешно решать их, навыков коммуникации (общения) и саморегуляции (способность управлять своим психоэмоциональным состоянием), раскрытие и реализация творческого потенциала, в том числе в стремлении улучшить себя.
Адекватная самооценка вселяет уверенность в собственных силах, помогает добиваться успехов, безболезненно воспринимать критику в свой адрес, извлекать уроки и использовать полученный опыт в дальнейшем, повышает стрессоустойчивость, формирует индивидуальность, способность говорить «нет» в ситуациях, где это нужно делать (на предложение закурить, совершить правонарушение, сделать сэлфи с риском для жизни и др.)
Дети с адекватной самооценкой имеют более высокую успеваемость, пользуются авторитетом у сверстников, проявляют интерес и добиваются успехов в различных видах внешкольной деятельности.
Дети с низкой самооценкой часто малоинициативные, ведомые, подверженные чужому негативному влияния. Они редко добиваются успеха из-за неуверенности в себе и своих силах, часто попадают в плохие компании, совершают правонарушения не из плохих побуждений, а руководствуясь потребностью проявить себя, доказать свою способность на поступок.
Низкая самооценка может скрываться и за вызывающим поведением или внешностью, поступками, обескураживающими окружающих. Такая яркая маска помогает ребенку скрыть свою неуверенность в себе. Она формируется в случае, когда родители постоянно подчеркивают недостатки ребенка, не предают значения или дают низку оценку его достижениям или существенно «завышают планку» требований, выполнить которые ребенок не может (успехи в спорте, отличная учеба и др.)
Завышенная самооценка формируется в том случае, если родители постоянного говорят ребенку о его исключительности и уникальности, используют сравнения с другими детьми, более выигрышные для собственного, подкрепляют свои выводы мнением других авторитетных людей. Завышенная самооценка формируется и под влиянием социального статуса семьи: материального положения, высокой должности родителей и др. Такие дети часто эгоистичны, обидчивы, болезненно относятся критике в свой адрес, склонны к вызывающему поведению.
Для них характерна ограниченность в видах творческой деятельности, потребность в постоянном, но малополезном общении.
Конечно, адекватная самооценка является наиболее предпочитаемой, но что же делать в остальных случаях?
Если ребенок не уверен в себе и невысоко оценивает свои способности, то возможно родители слишком часто критикуют его, редко хвалят, ставят в пример других более успешных сверстников. Необходимо помочь ребенку проявить себя, найти место, где он смог бы стать успешным. Если школьная успеваемость низкая, то возможно это будет спортивная секция, кружок, участие в выставках, соревнованиях и мастер-классах. Родителям стоит начать замечать даже незначительные успехи своего ребенка, хвалить его, сравнивать не с другими детьми, а с тем, каким он сам был еще вчера.
Если ребенок уверен в своей исключительности и абсолютном превосходстве над другими, стоит объяснить ему, что подобная убежденность должна иметь под собой веские основания, а, например, высокий социальный статус или материальная обеспеченность родителей - это вовсе не его достижение. Можно обсудить с ребенком, в чем он действительно молодец, а над чем ему предстоит еще много работать, рассмотреть имеющиеся у него способности, наметить пути для достижения поставленной цели.
С уважением, психолог МКУ «Центр Семья» Марина Алексеевна Иванова