Что нужно знать о привязанности ребенка к родителю?

Привязанность – жизненно важная потребность ребенка. Чем младше ребенок, тем более он нуждается в заботе и внимании взрослых.

Существует несколько уровней привязанности, которые формируются на разных этапах жизни ребенка. Например, для младенца главное - это общение с матерью, возможность поддерживать с ней физический, тактильный, положительный эмоциональный контакт, чувствовать ее заботу, любовь, поддержку, ощущать себя в безопасности. Малыш, не имеющий рядом с собой заботящегося взрослого, обречен на гибель.

На втором году жизни у ребенка проявляется способность развиваться посредством похожести и подражания. Ребенок имитирует поведение  взрослых, старается быть похожим на тех, кто находится рядом.

К третьему году жизни у ребенка привязанность развивается посредством принадлежности и верности.  Это желание ребенка быть рядом, обладать объектом своей привязанности (мамой или другим значимым взрослым) и осознавать, что «мама моя».

К четвертому году жизни у ребенка появляется желание чувствовать собственную важность и значение в жизни другого человека. В этом возрасте дети становятся мягче и покладистее. Им важно слышать, что они дороги и любимы просто за то, что они есть.

На пятом году ребенок начинает по-настоящему любить. Эта привязанность формируется посредством эмоций.  И последний уровень – это психологическая привязанность, когда ребенок начинает делиться со взрослым своими секретами, говорит о своих чувствах, хочет, чтоб его понимали, стремится быть ближе.

 Если ребенок растет в отсутствии эмоционального тепла и положительного контакта со взрослым, то привязанность может быть несформированной или нарушенной, последствия которой могут проявиться позднее.

 Существует несколько видов нарушения привязанности.

1. Негативная

Другое название – невротическая, когда ребенок постоянно цепляется за родителей или ищет негативного внимания, старается их раздражать, провоцируя родителей на наказания. Невротическая привязанность формируется в результате пренебрежения или гиперопеки.

2. Амбивалентная (двойственная)

В этом случае ребенок проявляет двоякое отношение к взрослому: то ластится, то грубит и избегает. Такая привязанность характерна для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то били ребенка.

3. Избегающая

Формируется в том случае, если ребенок угрюм, замкнут и никому не доверяет. Подобное может быть, если он очень болезненно переживал разрыв с близким взрослым.

4. Дезорганизованная

Дети с таким нарушением привязанности научились выживать, игнорируя все правила человеческих отношений. Им не надо, чтоб их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Такая привязанность характерна для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию.

 

Признаки нарушения

 Вот некоторые признаки нарушения привязанности:

- ребенок не испытывает доверия к матери или другим наиболее близким людям: не идет на контакт, сторонится, на попытки погладить отталкивает руку, не включается в предложенную игру

- не смотрит в глаза при обращении с родными, кроме тех случаев, когда лжет

- склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты

- имеет апатичный или сниженный фон настроения с боязливостью, настороженностью или плаксивостью

- в отношении с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив, не соблюдает дистанцию со взрослыми.

                                                         Правила формирования здоровой привязанности

Для формирования здоровой привязанности и доверительных взаимоотношений с ребенком существует несколько правил:

- как можно больше времени проводить с ребенком

- не перекладывать свои обязанности на членов семьи, других людей

- чаще говорить ребенку о том, что его любят и уважают

- сочувствовать и сопереживать ребенку

- учить ребенка выражать свои чувства словами

- отмечать и говорить ребенку о его достижениях

-  вместе отдыхать и расслабляться

- проявлять терпение и такт.

Родителям важно помнить, что здоровая привязанность способствует развитию у ребенка правильной самооценки, уверенности, способности контролировать свое эмоциональное состояние, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, находить с ними общий язык.  Помогает так же снизить риск задержки в умственном, физическом, эмоциональном развитии.


С уважаением, Наталья Петровна Хитрова, 

психолог в социальной сфере

МКУ «Центр Семья»

запись на консультацию по телефону 8 (38475) 4-55-99

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить