Что нужно знать о привязанности ребенка к родителю?
Привязанность – жизненно важная потребность ребенка. Чем младше ребенок, тем более он нуждается в заботе и внимании взрослых.
Существует несколько уровней привязанности, которые формируются на разных этапах жизни ребенка. Например, для младенца главное - это общение с матерью, возможность поддерживать с ней физический, тактильный, положительный эмоциональный контакт, чувствовать ее заботу, любовь, поддержку, ощущать себя в безопасности. Малыш, не имеющий рядом с собой заботящегося взрослого, обречен на гибель.
На втором году жизни у ребенка проявляется способность развиваться посредством похожести и подражания. Ребенок имитирует поведение взрослых, старается быть похожим на тех, кто находится рядом.
К третьему году жизни у ребенка привязанность развивается посредством принадлежности и верности. Это желание ребенка быть рядом, обладать объектом своей привязанности (мамой или другим значимым взрослым) и осознавать, что «мама моя».
К четвертому году жизни у ребенка появляется желание чувствовать собственную важность и значение в жизни другого человека. В этом возрасте дети становятся мягче и покладистее. Им важно слышать, что они дороги и любимы просто за то, что они есть.
На пятом году ребенок начинает по-настоящему любить. Эта привязанность формируется посредством эмоций. И последний уровень – это психологическая привязанность, когда ребенок начинает делиться со взрослым своими секретами, говорит о своих чувствах, хочет, чтоб его понимали, стремится быть ближе.
Если ребенок растет в отсутствии эмоционального тепла и положительного контакта со взрослым, то привязанность может быть несформированной или нарушенной, последствия которой могут проявиться позднее.
Существует несколько видов нарушения привязанности.
1. Негативная
Другое название – невротическая, когда ребенок постоянно цепляется за родителей или ищет негативного внимания, старается их раздражать, провоцируя родителей на наказания. Невротическая привязанность формируется в результате пренебрежения или гиперопеки.
2. Амбивалентная (двойственная)
В этом случае ребенок проявляет двоякое отношение к взрослому: то ластится, то грубит и избегает. Такая привязанность характерна для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то били ребенка.
3. Избегающая
Формируется в том случае, если ребенок угрюм, замкнут и никому не доверяет. Подобное может быть, если он очень болезненно переживал разрыв с близким взрослым.
4. Дезорганизованная
Дети с таким нарушением привязанности научились выживать, игнорируя все правила человеческих отношений. Им не надо, чтоб их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Такая привязанность характерна для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию.
Признаки нарушения
Вот некоторые признаки нарушения привязанности:
- ребенок не испытывает доверия к матери или другим наиболее близким людям: не идет на контакт, сторонится, на попытки погладить отталкивает руку, не включается в предложенную игру
- не смотрит в глаза при обращении с родными, кроме тех случаев, когда лжет
- склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты
- имеет апатичный или сниженный фон настроения с боязливостью, настороженностью или плаксивостью
- в отношении с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив, не соблюдает дистанцию со взрослыми.
Правила формирования здоровой привязанности
Для формирования здоровой привязанности и доверительных взаимоотношений с ребенком существует несколько правил:
- как можно больше времени проводить с ребенком
- не перекладывать свои обязанности на членов семьи, других людей
- чаще говорить ребенку о том, что его любят и уважают
- сочувствовать и сопереживать ребенку
- учить ребенка выражать свои чувства словами
- отмечать и говорить ребенку о его достижениях
- вместе отдыхать и расслабляться
- проявлять терпение и такт.
Родителям важно помнить, что здоровая привязанность способствует развитию у ребенка правильной самооценки, уверенности, способности контролировать свое эмоциональное состояние, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, находить с ними общий язык. Помогает так же снизить риск задержки в умственном, физическом, эмоциональном развитии.
С уважаением, Наталья Петровна Хитрова,
психолог в социальной сфере
МКУ «Центр Семья»
запись на консультацию по телефону 8 (38475) 4-55-99