Этапы и особенности развития речи дошкольника

Границы детского языка – это границы его мира.

Л.Витгенштейн, австрийский философ

 

   Речь –многофункциональное средство для ребенка-дошкольника. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром.

 Речь эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

  Слушая взрослых, дети впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, учатся говорить и стремятся быть понятыми.

  Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

  В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи.

  Дети 3- 4 лет знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

  Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

  Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна, и без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

  Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции.

  Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

 Дети  4 - 5 лет оперируют значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

  Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, проявляют фантазию в речи: котенок-потенок…. Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке.

  Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

  К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

  У детей 5-7 лет на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь. Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

  Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

  6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

  Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

  На каждом этапе становления и совершенствования речи важно  речевое окружение, поддержка и помощь взрослых.

  Будьте рядом со своими детьми! Расширяйте речевые границы вместе!

  А если понадобиться помощь, обращайтесь к специалистам-логопедам и психологам. В МКУ «Центр Семья» вам обязательно помогут!

  Приятного Вам общения и времяпрепровождения с вашими детьми!

Социальный педагог, Валентина Сергеевна Стоянова


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить