Почему важно расширять кругозор у детей и подростков

Разум, однажды расширивший свои границы,

никогда не вернётся в прежние.

Альберт Эйнштейн

   Кругозор, по сути, можно рассматривать как «широкое видение» мира. Это знания об окружающем, о человеке,  природе, обществе.

   Расширение осведомленности у детей и подростков приводит к развитию познавательного интереса, накоплению впечатлений с опорой на сенсорный опыт и наглядные образы.

  Еще важнее, кругозор определяет масштабы и скорость формирования нейронных сетей, которые лежат в основе поведения человека, его взглядов на свой жизненный путь и восприятие мира в целом.

  Ситуация развития современных детей диктует свои условия. Неконтролируемое использование гаджетов, поглощённость интернетом, виртуальной реальностью ограничивают сенсорный опыт подрастающего поколения. Наши дети, попросту говоря, не получают эмоциональных и телесных впечатлений от окружающего мира.

  В результате, у большинства подростков формируется стереотипное, «клиповое» мышление, «коридорное» восприятие, когда ребенок начинает узко смотреть на жизнь и собственные возможности и перспективы. В своих рассуждениях они оторваны от реальности, не понимают причинно-следственных взаимосвязей, речь бедна и однообразна.

  Мы, взрослые, хотим видеть своих детей успешными и активными. Обществу нужны креативные личности, находящие нестандартные решения, воплощающие оригинальные идеи в жизнь. Абстрактно-логическое мышление развивается на базе наглядно-образного.

  Максимальное насыщение образами – задача детского и подросткового возраста. Справиться с ней позволяет расширение кругозора детей через формирование образов с опорой на различные анализаторы, зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и тактильный.

  Как этого достичь? Путешествия, музеи, театры, изучение иностранных языков, «серфинг» на просторах интернета расширяет кругозор. Но не только! Кругозор - это не только чтение книг и знания по разным научным дисциплинам, это еще и умение замечать необычное в привычном.

  Читайте и слушайте аудиокниги разных жанров. Уточняйте значения новых и непонятных слов. Слушайте разную музыку, «пробуйте звуки на вкус».

  Бывайте в новых местах, и для этого не обязательно ехать в другой город. В родном городе может найтись на удивление много незнакомых уголков. Меняйте привычные маршруты, ведь даже до школы можно ходить разными дорогами – откроются новые стороны реальности.

  Готовьте и пробуйте с детьми новые нетрадиционные блюда, отмечайте непривычные оттенки вкуса.

  Ставший привычным интернет тоже открывает новые возможности, если взглянуть на него с новой стороны, – слушайте полезные подкасты на свои любимые темы, путешествуйте виртуально в разные музей и прочее.

  Если сами родители воспринимают мир с позиции интересующегося всем активного наблюдателя, то дети перенимают этот опыт, бессознательно учатся видеть и замечать, анализировать и соотносить со своим опытом.

  Удивляйтесь сами и научите этому своих детей!

 

Информацию подготовила Галина Васильевна Красилова, психолог в социальной сфере

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить