Вверх тормашками

Представьте, что вы впервые приехали в какой-то большой город. Вы никогда здесь не были раньше, но в вашем телефоне есть навигатор с хорошей картой, так что вероятность заблудиться невелика.  Но, оказалось, что карта постоянно переворачивается: то, что должно быть сверху, оказывается внизу, если вам нужно идти направо - на карте это отображается слева. Легко ли вам будет найти дорогу?

У нас в голове, как и в навигаторе, постоянно сохраняются и обновляются карты, которые позволяют ориентироваться не только в окружающем мире, но и в собственном теле. Только это 3Dкарты.

Что же это за такой важный механизм в нашем мозге, который помогает нам держать свои карты в порядке? Этот механизм очень древний и называется вестибулярной системой от латинского слова vestibulum – «преддверие, вход». Многим знакомо слово вестибюль. И вестибулярная система регулирует вход в мозг практически всей  информации.

Какие же проявления в поведении, действиях ребенка могут говорить о вестибулярных нарушениях?

В возрасте до года:

- позже, чем другие дети, начинает держать голову, сидеть, ползать;

- мышечный тонус повышен или понижен;

- плачет, когда берут на руки, когда стопы обеих ног отрываются от земли;

- в возрасте 12 месяцев не ходит без поддержки;

- плохо жует.

В дошкольном возрасте:

- говорит значительно хуже, чем ровесники;

- неловкий;

- беспокойный, гиперактивный (не может ходить, только бегает, любит крутиться на месте только в определенную сторону) или, напротив, очень медлительный;

- натыкается на предметы, плохо ощущает границы своего тела;

- с трудом осваивает новые навыки;

- путает лево и право;

- не замечает, что надел футболку задом наперед или перепутал левый ботинок с правым;

- боится высоты, спрыгивать с небольшой преграды;

- боится темноты;

- испытывает дискомфорт на каруселях или в транспорте.

В начальных классах школы:

- нечетко говорит;

- не может спокойно сидеть на уроке;

- плохо читает и пишет;

- с трудом осваивает счет;

- не может списывать с доски;

- испытывает затруднения в общении с другими детьми;

- с трудом запоминает учебный материал;

- испытывает сложности с чувством времени, определением глубины, высоты, веса, силы, скорости, расстояния между предметами;

- не умеет или «не любит» кататься на двухколесном велосипеде;

­- имеет нарушения мышечного тонуса: вялость, сутулость, возможно плоскостопие, переразгибание локтевых и коленных суставов, чаще лежит, чем сидит, ходит на цыпочках.

У детей вестибулярные нарушения чаще бывают врожденные и обычно вызывают задержку двигательного развития: позже сел, пополз, пошел. Родители не предполагают, что дело было в вестибулярной системе, и как только ребенок пошел, оставляют его в покое до школы.

Вестибулярные нарушения могут тормозить развитие умственных и двигательных способностей ребенка, что сказывается на успешности его обучения, освоении им школьной программы. И многие взрослые думают, что ребенок просто ленится. «Почему ты не стараешься, это же так просто?» - говорят взрослые ребенку, который пишет буквы наоборот или не может сообразить, какой стороной нужно надеть свитер.

Да, вестибулярные нарушения могут быть врожденными, но если ребенок целыми днями сидит с планшетом, телефоном или перед экраном компьютера, то в этом случае пострадает даже изначально здоровый мозг.  И дело не в том, что вреден экран, а в том, что ребенок мало двигается.

А как же помочь ребенку? Как тренировать его вестибулярную систему?

Многие родители могут делать это самостоятельно. Тренировки должны быть приятными и безопасными для ребенка. Важно, чтоб ребенок был активен и выполняемые  им действия, не вызывали у него неприятных ощущений и последствий. Следите за состоянием и самочувствием  ребенка. Вестибулярные упражнения нужно делать регулярно длительным курсом. Результаты могут ощущаться в течение нескольких часов. Важно не перестимулировать!

Упражнения с мячом  для концентрации взгляда

(Начинать упражнения с большого мяча, после полученного навыка с большим можно переходить к теннисному. Помните: чем меньше мяч, тем сложнее упражнение).

- бросать мяч в руки друг другу;

- попадать мячами разного размера в цель, можно использовать в качестве мишеней корзины, кастрюли, обувные коробки и т.д.;

- подбрасывать теннисный мяч на ракетке;

- отбивать мяч от меток, расположенных на полу и ловить его (метки можно сделать из цветного скотча);

- написать на теннисных мячах буквы, бросать мячи друг другу и называть буквы.

Жевание для нормализации нервной системы: снижения напряжения, двигательной активности, для успокоения или активации.

- сжевать целое яблоко или морковку, сухарик;

- пить густые напитки (кисель, йогурт) через трубочку для коктейля, желательно изогнутую или спиралевидную.

Упражнения для равновесия (баланса):

-стойка на полу  с открытыми глазами поочередно на одной ноге. Важно стоять ровно, не цепляться согнутой ногой за прямую ногу, положение рук - в стороны;

- выполнять это упражнение, стоя на диванной подушке;

- стойка на полу с закрытыми глазами поочередно на одной ноге, положение рук - в стороны.

В тренировке  вестибулярной системы помогают такие знакомые нам с детства действия: катание  на самокате, велосипеде, роликовой доске, скейте, санках, у папы на плечах;  раскачивание на качелях, в гамаке; подпрыгивание на батуте, гимнастическом мяче;  катание на каруселях, горке со скатом в виде спирали, кресло-качалке; вращение в офисном кресле; стояние на доске или подушке «балансирах». Многое из перечисленного доступно и доставляет детям большое удовольствие и пользу.

 

Успехов вам, здоровья и хорошего настроения!

 

С уважением Наталья Хитрова,

психолог МКУ «Центр Семья»

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить