Вверх тормашками
Представьте, что вы впервые приехали в какой-то большой город. Вы никогда здесь не были раньше, но в вашем телефоне есть навигатор с хорошей картой, так что вероятность заблудиться невелика. Но, оказалось, что карта постоянно переворачивается: то, что должно быть сверху, оказывается внизу, если вам нужно идти направо - на карте это отображается слева. Легко ли вам будет найти дорогу?
У нас в голове, как и в навигаторе, постоянно сохраняются и обновляются карты, которые позволяют ориентироваться не только в окружающем мире, но и в собственном теле. Только это 3Dкарты.
Что же это за такой важный механизм в нашем мозге, который помогает нам держать свои карты в порядке? Этот механизм очень древний и называется вестибулярной системой от латинского слова vestibulum – «преддверие, вход». Многим знакомо слово вестибюль. И вестибулярная система регулирует вход в мозг практически всей информации.
Какие же проявления в поведении, действиях ребенка могут говорить о вестибулярных нарушениях?
В возрасте до года:
- позже, чем другие дети, начинает держать голову, сидеть, ползать;
- мышечный тонус повышен или понижен;
- плачет, когда берут на руки, когда стопы обеих ног отрываются от земли;
- в возрасте 12 месяцев не ходит без поддержки;
- плохо жует.
В дошкольном возрасте:
- говорит значительно хуже, чем ровесники;
- неловкий;
- беспокойный, гиперактивный (не может ходить, только бегает, любит крутиться на месте только в определенную сторону) или, напротив, очень медлительный;
- натыкается на предметы, плохо ощущает границы своего тела;
- с трудом осваивает новые навыки;
- путает лево и право;
- не замечает, что надел футболку задом наперед или перепутал левый ботинок с правым;
- боится высоты, спрыгивать с небольшой преграды;
- боится темноты;
- испытывает дискомфорт на каруселях или в транспорте.
В начальных классах школы:
- нечетко говорит;
- не может спокойно сидеть на уроке;
- плохо читает и пишет;
- с трудом осваивает счет;
- не может списывать с доски;
- испытывает затруднения в общении с другими детьми;
- с трудом запоминает учебный материал;
- испытывает сложности с чувством времени, определением глубины, высоты, веса, силы, скорости, расстояния между предметами;
- не умеет или «не любит» кататься на двухколесном велосипеде;
- имеет нарушения мышечного тонуса: вялость, сутулость, возможно плоскостопие, переразгибание локтевых и коленных суставов, чаще лежит, чем сидит, ходит на цыпочках.
У детей вестибулярные нарушения чаще бывают врожденные и обычно вызывают задержку двигательного развития: позже сел, пополз, пошел. Родители не предполагают, что дело было в вестибулярной системе, и как только ребенок пошел, оставляют его в покое до школы.
Вестибулярные нарушения могут тормозить развитие умственных и двигательных способностей ребенка, что сказывается на успешности его обучения, освоении им школьной программы. И многие взрослые думают, что ребенок просто ленится. «Почему ты не стараешься, это же так просто?» - говорят взрослые ребенку, который пишет буквы наоборот или не может сообразить, какой стороной нужно надеть свитер.
Да, вестибулярные нарушения могут быть врожденными, но если ребенок целыми днями сидит с планшетом, телефоном или перед экраном компьютера, то в этом случае пострадает даже изначально здоровый мозг. И дело не в том, что вреден экран, а в том, что ребенок мало двигается.
А как же помочь ребенку? Как тренировать его вестибулярную систему?
Многие родители могут делать это самостоятельно. Тренировки должны быть приятными и безопасными для ребенка. Важно, чтоб ребенок был активен и выполняемые им действия, не вызывали у него неприятных ощущений и последствий. Следите за состоянием и самочувствием ребенка. Вестибулярные упражнения нужно делать регулярно длительным курсом. Результаты могут ощущаться в течение нескольких часов. Важно не перестимулировать!
Упражнения с мячом для концентрации взгляда
(Начинать упражнения с большого мяча, после полученного навыка с большим можно переходить к теннисному. Помните: чем меньше мяч, тем сложнее упражнение).
- бросать мяч в руки друг другу;
- попадать мячами разного размера в цель, можно использовать в качестве мишеней корзины, кастрюли, обувные коробки и т.д.;
- подбрасывать теннисный мяч на ракетке;
- отбивать мяч от меток, расположенных на полу и ловить его (метки можно сделать из цветного скотча);
- написать на теннисных мячах буквы, бросать мячи друг другу и называть буквы.
Жевание для нормализации нервной системы: снижения напряжения, двигательной активности, для успокоения или активации.
- сжевать целое яблоко или морковку, сухарик;
- пить густые напитки (кисель, йогурт) через трубочку для коктейля, желательно изогнутую или спиралевидную.
Упражнения для равновесия (баланса):
-стойка на полу с открытыми глазами поочередно на одной ноге. Важно стоять ровно, не цепляться согнутой ногой за прямую ногу, положение рук - в стороны;
- выполнять это упражнение, стоя на диванной подушке;
- стойка на полу с закрытыми глазами поочередно на одной ноге, положение рук - в стороны.
В тренировке вестибулярной системы помогают такие знакомые нам с детства действия: катание на самокате, велосипеде, роликовой доске, скейте, санках, у папы на плечах; раскачивание на качелях, в гамаке; подпрыгивание на батуте, гимнастическом мяче; катание на каруселях, горке со скатом в виде спирали, кресло-качалке; вращение в офисном кресле; стояние на доске или подушке «балансирах». Многое из перечисленного доступно и доставляет детям большое удовольствие и пользу.
Успехов вам, здоровья и хорошего настроения!
С уважением Наталья Хитрова,
психолог МКУ «Центр Семья»