Возможности терапии принятия и ответственности в развитии личности подростка

  Всем родителям известно, что подростковый возраст - сложный период. Возникает негативизм, частые перепады настроения, вплоть до депрессивных состояний, прокрастинация, тревога, страхи, отсутствие мотивации к учебе и другие проблемы в поведении.


  Наиболее актуальными в этот период, с точки зрения социума, является формирование ответственного поведения, умения несовершеннолетнего действовать самостоятельно в соответствии с общественными нормами и общепринятой моралью. Для самого подростка, как правило, важнее самовыражение, а также понимание его другими и принятие его таким, какой он есть.


  К психологу обращаются не только родители, которые самостоятельно уже не могут исправить проблемное поведение ребенка, но и сами подростки, испытывающие сильнейшие эмоциональные переживания.


  В таких случаях отлично зарекомендовала себя, одна из многообещающих практик последних десятилетия, Терапия принятия и ответственности (ACT). Она была разработана Стивеном Хайесом в начале 80-х годов. В переводе с английского ACT: «Ассерт» - принятие, «Choose a valued direction» - выбор ценностного направления, «Take action» - действовать.
 Терапия принятия и ответственности эффективна в работе со страхами и тревогой, депрессией, поведенческими проблемами, мотивирует и просто дает ответы на актуальные подростковые вопросы, «Какой Я?» и «Зачем Я?».
  АСТ учит подростков осознанному отношению к себе через принятие своих чувств и переживаний с позиции наблюдателя, то есть не оценивая их как плохие или хорошие, – мысли и чувства просто есть. Переживания во внутреннем плане не являются свойством личности, а выступают своеобразным индикатором для необходимости действовать. Если мне не комфортно, значит, существующее положение дел больше не устраивает, развитие идет, пора что-то делать, менять свою жизнь.
  АСТ учит активным действиям в соответствии с собственными ценностями, с тем, что действительно важно для самого несовершеннолетнего.
  Используемая в работе психологом модель, так называемая «Матрица жизни», помогает приобрести психологическую гибкость для улучшения качества жизни и осознанному и ответственному выбору собственных действий.
  В ходе работы используются специальные метафоры и упражнения, которые позволяют сделать вывод, что наши мысли могут быть автоматическими, неважными и даже мешающими, ограничивающими нас, и поэтому далеко не всегда требуют ответных поведенческих реакции.
  По сути, АСТ – поведенческая терапия, так как в работе подросток простраивает свои действия осознанно, на основе значимых жизненных ценностей, а значит, и поведение становится мотивированным. Так, из практики работы можно привести пример, как подросток решает взяться за учебу, расставляя приоритеты: «…это что значит, даже если я сержусь или обижаюсь на маму, я все равно сижу и решаю алгебру, потому что мне важно сдать экзамен, чтобы поступить в колледж и уехать в другой город, стать свободной и независимой».


  Применение терапии принятия и ответственности открывает большие возможности в преодолении проявлении подросткового кризиса, учит психологическим навыкам осознанности и внимательности так, чтобы справляться с болезненными мыслями и снижать интенсивность негативных переживаний, а также помогает выяснить, что действительно важно для подростка, чтобы самостоятельно устанавливать цели и поступать в соответствии с собственными ценностями.


  Если вы столкнулись с проблемами подросткового возраста, приглашаем Вас познакомиться с «Матрицей вашей жизни» и возможностями Терапии принятия и ответственности!


Запись на консультацию по телефону 8 (38475) 4-55-99.


Информацию подготовила Красилова Галина Васильевна,
психолог в социальной сфере МКУ «Центр Семья»

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить