"Дом Совы" или сенсорная интеграция. Мифы и реальность.
При слове сенсорная, у многих родителей складывается образ многочисленных сенсорных комнат. «А… нам не надо….» - протяжно говорит мама ребенка. «У нас в детском саду есть».
Или другой вариант… «У нас дома есть сенсорная панель, коробочки, блоки и т.д., он (ребенок) уже все это делал и ничего не изменилось…». Как правило это произносится с удручающим видом.
К сожалению, именно дефицит правильной информации по сенсорной интеграции привел к превратному пониманию того, что это такое и «с чем это едят».
Давайте все же разберемся, стоит ли отказываться от занятий по сенсорной интеграции. Какие бывают занятия? Какие есть нарушения сенсорной интеграции и как их можно преодолеть? И какой результат ожидать и будет ли он вообще?
Сенсорная интеграция – это процесс упорядочивания сенсорной информации для ее функционального использования. Получая информацию из «внешних» систем: через слух, зрение, обоняние, вкус и тактильные ощущения, а также из «внутренних» сенсорных систем: вестибулярная (она помогает человеку понять положение тела и нахождение в пространстве) и проприоцептивная (она помогает человеку двигать своим телом) человек ощущает себя в безопасности в таком непредсказуемом мире.
Весь процесс сенсорной интеграции проходит не только в сенсорных системах, там он только начинается. Самая его важная часть происходит в головном мозгу, когда человек обрабатывает воспринятые сигналы и принимает решение о том, как на них реагировать. Сенсорные системы сами по себе могут работать отлично, либо совсем не работать(!!!). Решающее в этом вопросе – что с этими ощущениями делает мозг человека. На протяжении всей жизни человек накапливает, обрабатывает, сохраняет и использует свой сенсорный опыт. Этот опыт позволяет ему узнавать похожие ситуации и не изобретать заново способ реакции на него, а вспомнить уже успешный предыдущий и использовать его. Это позволяет человеку обучаться новому, возвращаться к усвоенному, расширять своей репертуар активности в каждой сфере деятельности, быть в них успешными, а самое главное – уметь успешно адаптироваться к изменяющейся среде. Именно трудности с адаптацией и усвоением новых знаний могут быть показателями того, что у ребенка есть нарушения сенсорной интеграции.
В МКУ «Центр Семья» с 2019 года работает комната сенсомоторной интеграции «Дом Совы». Комната выглядит как замысловатый спортивный зал, похожий на площадку для физической тренировки. Там находятся качели (плоские, круглые, в виде бревна), разнообразие крупного конструктора, матов, подушек, гамак, веревки.
Там нет сенсорных досок с разным материалом, различных сенсорных коробочек, ковриков. Почему? Потому что они не учат ребенка двигаться правильно и не дают новые стратегии для обучения. Они затрагивают только первый этап процесса сенсорной интеграции, который касается восприятия, и не создает условий для применения нового опыта в обычной жизни.
Специалист безусловно работает с тактильными ощущениями, но только тогда, когда это важно для освоения важных навыков для ежедневной жизни ребенка. Например, понимать, какая еда попала в рот ребенку (мягкая, твердая, жидкая), чтобы правильно ее проглотить. Или понять, в каком месте одежда стала мокрой и ее надо пойти переодеть. Или найти без поддержки зрения предмет, который укатился за диван. Типичными заданиями, которые будет давать специалист в комнате «Совы», могут быть – преодоление полосы препятствий, удержание баланса и равновесия на качели, на горке, решение сложной задачи, где необходимо применять крупную моторику для ее решения (достать желаемую игрушку, которая находится далеко, или высоко, или завалена тяжелыми подушками), забраться наверх и также спуститься, попасть в цель рукой или ногой во время раскачивания, или кинуть предмет в цель и т.д. Специалист создает множество ситуаций для ребенка, которые помогают ему через его собственную активность учиться, помогает проработать те компоненты в процессе сенсорной интеграции, которые по каким-то причинам работают недостаточно или нетипично. В результате таких сессий у ребенка сразу существенно снижается нежелательное поведение, которое мешает ему учиться новому, эффективно вступать в коммуникацию с другими детьми и взрослыми, осваивать обычные бытовые навыки.
Надеюсь данная информация поможет сделать вам выбор и определится с тем, с чего начать развитие или коррекцию вашего ребенка, особенно если вы испытываете те или иные трудности в воспитании и обучении. Вы всегда можете обратиться в МКУ «Центр Семья».
С уважением, психолог в социальной сфере Девяткина Елена Васильевна
Запись на занятия по телефону
8 (38475) 4 – 55-99.