Альтернативная коммуникация – возможность общения с неговорящим ребенком!
В «Центр Семья» часто обращаются родители детей, имеющих различные нарушения речи. Многие знают, что при таких трудностях, нужно посетить логопеда: получить консультацию, ходить с ребенком на занятия, выполнять задания логопеда дома. Но мало кто знает, что с данными проблемами работает и психолог. Что же такое альтернативная коммуникация?
Альтернативная коммуникация (АК) - это возможность, для не говорящего человека, общаться с окружающим миром. У каждого из нас существует вербальная и внутренняя речь. Отсутствие вербальной речи затрудняет общение с окружающими, что влияет на психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
Коммуникация - это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются люди, когда процесс коммуникации затруднен: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам слов).
Используя данные дополнительные средства общения, мы даем возможность формировать у ребенка желание общаться, не только передавать информацию, но и развивать умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других на себя и свои потребности.
Принципы внедрения АК.
«От реального ежедневного действия» (ориентироваться на реальный уровень развития ребёнка, а не на его биологический возраст). Фотография - картинка с изображением реальных простых базовых предметов: ложка, тарелка, кровать и т.д.
Перед тем, как выполнить какое либо действие, показать карточку с изображенным предметом. Например: «Сейчас будем кушать, это ложка».
Рис. 1.
Показать на реальную ложку и ложку, нарисованную на картинке. «Возьми ложку!», «Покажи ложку, нарисованную на картинке». Усложнение: в следующий раз перед едой положите карточку ложки перед ребенком спросите: «Что тебе дать? Покажи на картинке». После того, как ребенок указывает на карточку с ложкой, подать ему реальный предмет и не забыть похвалить. Далее вводить постепенно карточки с изображением других предметов, связанных с приемом пищи. Принцип работы тот же.
Рис. 2
«Усложняем, но не отбиваем желания» (помним, что одобрение и похвала родителей и близкого окружения очень важна при обучении и воспитании).
Начинаем работу всегда с карточек - существительных, т.е. на которых изображены предметы. Если ваш ребенок, стал пользоваться ими свободно, вводим карточки – глаголы, т.е. изображения действий.
Рис. 3
Пытаемся составить простое предложение из существительного и глагола. Например: мяч прыгает; мальчик умывается; девочка чистит зубы. На данных этапах отрабатывайте простые ежедневные действия ребенка, отталкиваясь от его пола и возможностей.
Постепенно можно вводить карточки-прилагательные, например изображающие цвета, и добавлять их в составляемые совместно с ребенком предложения.
Рис. 4
В последствие использовать одновременно несколько коммуникативных средств: жест, пиктограмма (черно-белая карточка с нарисованным действием), движение, слово или звук.
Рис. 5
Все ваши действия обязательно приведут к результату с тем или иным успехом!
Если возникли трудности, звоните по телефону для консультации 8(38475) 4-55-99
С уважением, Девяткина Елена Васильевна, психолог в социальной сфере МКУ "Центр Семья"