"Песочная терапия"
Наряду с разными методами психологической помощи, на сегодняшний день, полноправное место в методической шкатулке психолога занимает метод песочной терапии. Все больше и больше специалистов: дефектологов, логопедов, педагогов, психологов используют песок в своей практике. Ведь это и понятно, такого «благодатного» материала, неприхотливого в использовании, не дорогостоящего, но столь эффективного, трудно найти.
Песочную терапию рекомендуют с раннего возраста. Это «всевозрастная» игровая среда. Так же ее используют в работе с различными категориями граждан: от ребенка до взрослого; с особенностями в развитии и без; при выходе из трудной жизненной ситуации и просто по желанию.
В педагогической деятельности «песок» рекомендуют как замечательный материал для развития сенсорных способностей, это непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, а также превосходный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
В логопедии песочная терапия является средством для формирования и развития навыка правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза, формирования графических навыков, активизации активного словаря и связанной речи. Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Световая песочница привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.
Психологи используют песочную терапию для решения таких проблем у детей и взрослых как: агрессивное поведение, страхи, трудности привыкания ребенка к новым условиям в связи со сменой жительства семьи или при изменении ее состава; специфические трудности и особенности воспитания младшего, среднего, старшего или единственного ребенка в семье. Помогает разрешить проблемы общения со сверстниками, вербальная агрессия (бранные слова из уст ребенка); патологические привычки (грызение ногтей, сосание пальцев, закручивание волос и др.); конфликты между братьями и сестрами; нарушение поведения; ухудшение здоровья или плохое настроение у ребенка при адаптации к новым условиям; гиперактивность и нарушение концентрации внимания; упрямство, сопротивление или своенравие ребенка, тревожные состояния, робость, застенчивость, несамостоятельность ребенка, низкий самоконтроль, депрессивные состояния у детей.
Но не только специалисты оценили эффективность песочной терапии. Родителям и детям тоже «по душе» этот метод. Все потому что, главная цель песочной терапии – не «переделывать» ребенка или взрослого, а дать возможность «высказаться» на песке и проанализировать проблему с нескольких сторон. И найти самые оптимальные пути решения, индивидуально для каждого, с учетом особенностей развития. «Благодаря «песочку», мой ребенок стал спокойнее спать, перестал бояться темноты», «Большое спасибо психологу Елене Васильевне и центру «Семья», за чудесное изменение в поведении моего сына», «Я благодаря песочной терапии, смогла «прожить» свою личную ситуацию, не так болезненно…» - это только небольшие цитаты со страниц книги отзывов в центре «Семья». Хотя песочная терапия в центре, как полноценный метод психологической помощи, сформировался совсем недавно, результаты говорят сами за себя. В Центре «Семья» занятия проводит Девяткина Елена Васильевна, педагог-психолог первой квалификационной категории, которая прошла обучение у специалистов Санкт-Петербургской школы практической психологии по курсу «Песочная терапия». Рекомендуемый курс занятий от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных потребностей клиентов. На занятиях используются элементы сказкотерапии, арт-техники, психогимнастические упражнения, рисование песком на песочном столе. Песочная терапия хорошо сочетается с прослушиванием спокойной музыки – релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, время занятий в соответствии с возрастным цензом детей. Практикуются совместные занятия ребенка и родителя для восстановления детско-родительского взаимодействия. Особое внимание уделяется «песочно-терапевтической мастерской» для взрослых, по записи и в индивидуальном порядке.
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» - это слова знаменитого психотерапевта Карла Густава Юнга, основателя аналитической терапии, первого кто предложил принцип «терапии песком». Откройте для себя песочный мир и возможно вы откроете частичку Вселенной в себе.