Приемному ребенку — полноценную семью
Всем известна истина — каждому ребенку для полноценного развития необходимо семейное окружение, наполненное любовью, взаимным доверием и уважением. У супругов, которые не могут иметь своих детей, есть много родительских чувств и потребностей, остающихся нереализованными. Поэтому при принятии ребенка в семью происходит удовлетворение запросов обеих сторон, что позволяет им быстрее достичь взаимопонимания.
Однако, в жизни не всегда проходит все так гладко. Детско-родительские отношения во вновь созданной семье только зарождаются, им необходимы внимание, помощь и психологическая поддержка.
Психологи центра имеют довольно богатый опыт оказания помощи таким семьям. Чаще всего для решения возникающих проблем требуется длительная работа, выходящая за рамки одной консультации. Далеко не все возникающие проблемы бывают вызваны особенностями поведения детей, их наследственностью. Зачастую родители, составляя самые оптимистичные прогнозы, предъявляют к ребенку завышенные требования, ставят ему «слишком высокую планку», а потом страдают от чувства неудовлетворенности и разочарования. Бывает и так, что взяв на себя ответственность за другого человека, родители недооценивают трудности и заботы, которые принесет им «чужой» ребенок.
Родителям, принявшим решение взять на себя обязанности по воспитанию приемного ребенка, необходима предварительная подготовка в Школе приемных родителей, где квалифицированные психологи, медицинские работники, юристы помогают будущим замещающим родителям осознать истинные мотивы принятого решения, оценить степень своей готовности, выбрать оптимальную форму устройства ребенка в семью, пополнить багаж знаний в области педагогики, психологии, медицины, права.
Система подготовки не является набором универсальных знаний, но позволяет слушателю самостоятельно оценить категорию и степень сложности ситуации, выбрать оптимальное решение.
Представители детского дома, отдела опеки и попечительства стали постоянными активными участниками занятий в школе приемных родителей. Они помогают разобраться в юридических тонкостях опеки и усыновления, понять особенности детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют информацию о детях, воспитывающихся в детском доме, тем самым облегчая решение вопроса выбора ребенка. Для участия в занятиях в качестве волонтеров привлекаются родители, уже имеющие положительный опыт воспитания приемных детей. С целью повышения эффективности занятия в практической части программы вводятся элементы тренинга. Специальные психологические игры и упражнения помогают будущим приемным родителям увидеть мир глазами ребенка, испытать чувства и эмоции, которые вызывают у него различные жизненные ситуации, осознать, что движет ребенком при совершении тех или иных поступков.
Занятия проводятся в вечернее, наиболее удобное для большинства слушателей, время. Тем, кто не имеет возможности посетить ряд занятий в связи с объективными причинами, могут наверстать упущенное в следующем цикле занятий. Семьям предоставляется возможность изучить теоретическую часть программы как на занятии, так и самостоятельно, используя литературу и материалы сети Интернет. Часы, отведенные на индивидуальные консультации, будущие замещающие родители могут использовать в удобное для них время по предварительной договоренности с психологом.
Однако для получения свидетельства о прохождении подготовки необходимо посетить не менее 30 часов практических занятий и успешно пройти итоговую аттестацию в виде собеседования. Эти требования обязательны для всех.
По окончании обучения в Школе работа с приемными семьями не заканчивается. Семьи, уже определившиеся с выбором ребенка, приглашаются на занятия клуба «Новый дом», где им предоставляется возможность задать специалистам возникающие вопросы, перенять у других семей положительный опыт воспитания приемных детей, поделиться собственным опытом и наблюдениями. Возможны и индивидуальные консультации.
За все время работы Школы приемных родителей ее слушателями стали более 130 человек, без малого 100 человек успешно прошли обучение и получили свидетельство об окончании Школы. Следовательно, все они приняли твердое и осознанное решение принять в семью ребенка, а значит у многих ребятишек, воспитывающихся в детских домах, появилась надежда обрести полноценную семью, любящих, заботливых родителей.
Заведующая отделением
психолого-педагогической
помощи МКУ «Центр Семья»
Иванова М.А.