Ранняя помощь
Прошло 10 месяцев с момента участия МКУ «Центр Семья» в реализации дистанционного проекта «Доступная ранняя помощь детям и семьям», проводимого «Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства» при финансировании «Фонда президентских грантов».
За данный период времени три семьи с детьми «особой заботы» в возрасте от двух до трех лет получили услуги ранней помощи.
Целью данных услуг являлось:
- улучшение функционирования ребенка в ежедневной жизненной ситуации;
- содействие формированию позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей;
- содействие в повышении компетентности родителей.
Реализация индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) для каждого ребенка осуществлялась на основе регулярных консультативных встреч семьи со специалистом, носила непрерывный и длительный характер. Реализация ИПРП для каждой семьи заняла от 6 до 10 месяцев, в зависимости от индивидуального развития ребенка и потребностях семьи в данной помощи.
Короткий перерыв в летний период в реализации ИПРП позволил родителям самостоятельно попробовать свои силы в формировании необходимых навыков у своего ребенка, опираясь на рекомендации специалиста, полученные ранее.
Все услуги ранней помощи предоставлялись семьям в формах, исходя из индивидуальных целей ИПРП, возможностей и готовности ребенка и семьи, а также с учетом места и условий проживания ребенка.
При реализации ИПРП регулярно происходил мониторинг ее эффективности на основе промежуточных оценок. Родители активно участвовали в обсуждении целей и задач, а также успешной реализации ИПРП, при необходимости вовлекались другие члены семьи (бабушки, папы). Специалист с родителями обсуждал проведение оценки достижений ребенка, используя различные форматы:
- просмотр видео-, аудиозаписей предоставляемых родителями в формате домашней сьемки;
-наблюдение за ребенком во время онлайн-встреч, как в организованной деятельности, так и не организованной (прогулки, досуг, свободная игра);
- опирался на рассказ родителей о новых изменениях и трудностях в развитии ребенка раннего возраста.
Особое внимание уделялось изменениям происходящим в самой семье за данный период времени, данные факторы учитывались при планировании дальнейших онлайн - встреч. Весь процесс взаимодействия при реализации ИПРП носил гибкий и своевременный характер.
Реализация ИПРП для каждой семьи подошла к завершающему этапу - итоговой оценке эффективности программы и ее реализации. Уже сейчас можно сказать о результатах. Каждый ребенок «особой заботы» и семья, получили свои индивидуальные достижения: умение самостоятельно одеться и раздеться, без истерик; произношение определенных звуков, сигнализирующих об определенной потребности для «неговорящего»; самостоятельный прием пищи с использованием специальной ложки; выполнение словесной инструкции под музыку; использование карточек, отражающие ежедневные потребности «неговорящего» ребенка при общении с незнакомыми людьми; понимание родителем ситуации «индивидуальной зоны успеха» для своего ребенка и т.д.